Menu Close

Ганс Христиан Андерсен — Биография — актуальный и творческий путь

Ганс Христиан Андерсен - БиографияГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН
(1805-1875)

Ганс Христиан Андерсен — датский сказочник, романист, поэт и драматург — родился 2 апреля 1805 года в маленьком провинциальном городе Оденсе в семье сапожника. Отец, невзирая на свою профессию, был человеком начитанным и свою любовь к книжке смог передать Гансу Христиану. Тяга к творчеству привела его в 1819 году в столицу, где он, живя впроголодь, сумел окончить школу и институт.

1-ые три года в Копенгагене Андерсен связывает свою жизнь с театром: делает попытку стать актером, пишет катастрофы и драмы. В 1822 году выходит пьеса «Солнце эльфов», написанная по давнескандинавським сюжетом. Драма оказалась незрелым, слабеньким произведением, но заинтересовала дирекции театра, с которым в то время сотрудничал начинающий создатель. Совет директоров достигнул для Андерсена стипендии и права бесплатного обучения в гимназии. Семнадцатилетний парень попадает во 2-ой класс латинской школы и, невзирая на издевки товарищей, кончает ее.

В 1826-1827 годах выходят 1-ые печатные стихи Андерсена, а в 1829 году он достаточно успешно пробует себя в жанре путных заметок — книжка «Путешествие пешком от Хольмен-капалу до восточного мыса острова Амагер» поразила современников свежестью мировосприятия, богатой фантазией и неунывающим юмором. Путешествовать Андерсен обожал в протяжении всей собственной жизни: он побывал в Германии, Италии, Франции, Великобритании, Швеции, Португалии, Греции, Северной Африке, собирался в Америку. Его путные заметки отличались точностью зарисовок с натуры в купе с романтичной фантазией, имели познавательный и интересный нрав, были написаны живым языком. Мемуары о путешествии в Италию стали основой для написания первого романа Андерсена «импровизатор» (1834). Всего в 30-е годы XIX века выдающимся датчанином было написано 6 романов («Импровизатор», «А.Т.», «Только скрипач» и др. которые имели постоянный фурор. Создателя ассоциировали даже с В. Скоттом и В. Гюго. Но мировое признание ему принесли сказки.

С 1835 года Андерсен начинает временами выдавать сказки, которые в 1841 году войдут в книжку «Сказки, что были рассказаны детям». Ранние сказки Андерсена — это, обычно, литературные переработки народных сказок, которые он сам слышал в детстве («Огниво», «Небольшой Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Одичавшие лебеди», «Свинопас» и др.). Сюжет «Нового наряда короля» было взято из испанского источника. А вот «Дюймовочка», «Русалочка», «Калоши счастья», «Ромашка», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле Лукойе», хотя и несколько связанные с фольклором, все таки являются авторскими произведениями. На фоне бессчетных сказочников, которых породила эра романтизма в различных странах, сказки Андерсена отличаются отсутствием дидактических основ и, как казалось критикам XIX века, отсутствием подабающего почтения к царских особ, которые в притчах Андерсена прогуливаются дворцом в пантофлях (ведь дворец является их домом), стелют постели и варят гречневую кашу. Сказки Андерсена, с одной стороны, есть полностью антисоциальными, а с другой — мегасоциальними. Они вышли за границы собственного века, стали неизменными спутниками населения земли через видение датским сказочником нескончаемого содержания хоть какого человека, будь то повелитель, царица, принцесса либо крестьянин.

Эмблемой творчества Андерсена считается Русалочка, героиня одноименной сказки (ей даже установлен монумент в Дании). Народные сюжеты, связанные с любовью меж человеком и антропоморфной естественным существом, есть у различных народов (вспомним поэтическую драму Леси Украинки «Лесная песня», которую тоже было сотворено по фольклорным мотивам). Знал подобные легенды и датский фольклор. Но притча, которую было сотворено Андерсеном, заполучила особенного поэтического содержания. Русалочка олицетворяет стихийные силы, от которых уже издавна катастрофически отделилось население земли. Русалочка, Дюймовочка, Противный Утенок отражают противоречия меж трагически-утилитарным миром людей и загадочными силами природы и творчества.

Все романтические герои Андерсена не отрешаются от собственной подлинной поэтической природы, вроде бы тяжело им велось. Слово «реальный», в общем, является главным в Андерсена. «Реальный» значит природный, настоящий, правдивый. В «Калошах счастья» писатель обыгрывает нескончаемую делему недовольства людей тем, что они имеют, исконные рвения наилучшей толики. Глуповатый бюрократ, который живет в ХИХ веке, грезит о средневековье. Потерпев огромного ужаса от воплощения своей мечты, бюрократ возвращается к собственному возрасту и благодарит Бога за то, что он не живет в средневековье. Другим владельцем Калош счастья становится обычный солдат, который грезит занять командный пост, но, получив его, очень желает опять стать обычным бойцом.

«Калоши счастья», с одной стороны, решают философскую делему счастья в духе религиозного фатализма (что является соответствующей чертой романтизма), с другой — иронизируют по поводу идеализации средневековья, которая была очень всераспространенной в кругах романтиков (романтичная драматичность).
Андерсен является заступником обычного и ясного взора на мир, который, по его воззрению, и является реальным. Таковой взор имеют малыши и живописцы. Потому конкретно малый юноша становится открывателем правды «В новом наряде короля», потому и осмеяно дурой принцессой из «Свинопаса», которая погналась за дорогими игрушками и отказалась от реальных, природных, и потому магических роз и соловья. И реальная принцесса всегда будет принцессой, даже в одежке нищенки («Принцесса на горошине»), так как принцессой она родилась (снова религиозный фатализм).

Сороковые годы XIX века становятся новым и высшим достижением сказочного творчества Андерсена. В сборник «Новые сказки» (1844-1848) вошли самые значимые и самые известные сказки: «Снежная царица», «Противный утенок», «Соловей», «Тень», «Девочка со спичками». Сказки Андерсена становятся более усложненными, глубокими, имеют двойного адресата: через увлекательность фабулы они завлекают малышей, а глубиной содержания — взрослых. Его сказки написаны обычным языком, приближенной к народной, и этим они близки к детскому осознанию. Но за кажущейся простотой прячется философский подтекст, который является непонятным детям, но интересует взрослых.
Много мотивов творчества Андерсена присоединяются к обычных романтических мотивов. Противный утенок становится в один ряд с альбатросом Кольриджа и Бодлера, принуждает вспомнить «Чайку» Чехова. Неувязка катастрофического жизни даровитой личности заполучила необыкновенную актуальность в эру развития буржуазных настроений. Противный утенок сразу является красивым лебедем, но зажиревшие обитатели птичника этого не понимают. Далее своей кормушки они не лицезреют и свою рабскую психологию считают единственно правильной.

Притча «Тень», глубочайший философский произведение Андерсена, примыкает к двум традициям, которые существовали в романтизме. С одной стороны, история ученого, который сумел методом оптимального опыта отлучить от себя свою тень, роднит сказку с произведениями Гофмана («Крошка Цахес», «Эликсиры Сатаны»), повести Шамиссо «Неописуемые приключения Петера Шлемиля», также со известным «Франкенштейном» Мэри Годвин-Шелли. Высокодуховный и профессиональный человек, который стал рабом тени, сама навлекла на себя неудачу. Не понимая настоящей сущности природы, ученый отнесся к собственному опыта очень легкомысленно, отпустив тень в гости к соседям. Он задумывался, что только он сам является самим собой, но людская психика — вещь загадочная, и об этом не один раз гласили романтики, раскрывая тему двойсвенности. Тень оказывается довольно самостоятельным и зловредною существом, которое разрушает судьбу собственного бывшего владельца. Так через «детский» жанр сказки Андерсен передает глубочайшие философские мысли.

Сборки завершающего шага творчества писателя вышли под заглавием «Истории» (1852-1855) и «Новые сказки и истории» (1858-1872). Это вправду были изумительные истории об внешнем мире, черты действительности больше попадают в сказки писателя, героями которых становятся современники создателя: обыденные люди со своими ежедневными заботами и неувязками, выдающиеся ученые и живописцы. Андерсен желает привлечь внимание читателя к практически сказочных способностей человека.

В 1855 году возникает автобиографическая книжка «Приключения моей жизни», которая стала продолжением и дополнением первого варианта автобиографии «Притча моей жизни» (1847). Со страничек этих книжек появляется образ известного человека, величавого фантазера, который смог через всю свою жизнь пронести детскую влюбленность в загадочный мир сказки и щедро поделиться этим со своими читателями.

Умер выдающийся датский писатель, основоположник литературной сказки, в возрасте семидесяти лет 4 августа 1875 года в Копенгагене.