Menu Close

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Earnst T A Hoffmann - Эрнст Теодор Амадей Гофман
Германский писатель-романтик, композитор, дирижер, живописец, музыкальный критик, юрист. Истинное имя — Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Псевдоним как композитора — Иоганн Крейслер.

В центре творчества Гофмана — темы художника и искусства, музыки и музыкантов; основная мысль — неразрешимость конфликта меж художником и обществом; сквозные образы — живописец и филистар. В цикле навелаў “Крайслерыяна” и в “Кусочках биографии Иоганна Крайслера”, введенных в роман “Прозаические мнения кота Мура”, Гофман сделал образ превосходного музыканта, одинокого, обреченного на мучения посреди людей, отдалеких от искусства.

Светлой и удовлетворенной фантастике сказок “Щелкунчик и Мышиный повелитель”, “Чужое дитя”, “Принцесса Брамбила” и др. противоборствует сумрачный и наизловещий спектр в романе “Эликсиры беса” и “Ночных рассказах”. Гофман предупреждал об угрозы автоматизации публичного сознания (новелла “Песочный человек”), отчужденности человека и результатов его работы в обществе, построенном на власти золота. Притча “Курдупель Цахес, прозванный Цыноберам” — острая сатира на феодально-бюргерскую действительность Германии начала XIX в. Посреди наилучших произведений Гофмана — сборник навелаў “Серапиенавы братья”. Верхушка творчества — незавершенный роман “Актуальные мнения кота Мура”, построен на ироничной параллели меж миром животных и миром людей.

Хронология жизни и творчества

24 января 1776 в Кенигсберге (Пруссия) в семье адвоката царского суда Кристофа Людвига Гофмана и его двоюродной сестры Луизы Альберцини рождается 2-ой потомок — Эрнст Теодор Вильгельм Гофман.

1778 — предки Гофмана разводятся. 3-х летний Эрнст вкупе с мамой переезжает в дом собственной бабушки, где и воспитывается. Старший брат остается с папой.

1782-1792 — Гофман посещает рэфармацкую школу в Кенигсберге. Отца Гофмана переводят на службу в инстэрбург.

1786 — Гофман знакомится с Теодором Готлибам Гипелем. Их дружба будет продолжаться до самой погибели Гофмана.

1790 — Гофман становится учеником соборного аргани100 и композитора Христиана Подбельского и живописца Земана.

1792 — поступает на юридический факультет Кенигсбергскага института, продолжая семейные традиции. В свободное время отрисовывают и пишет литературные тексты и музыку.

1793 — начинается роман Гофмана с замужней Дорай Домов, старшей его на 9 лет, мама 5 малышей, несчастной в браке.

1794 — отъезд Гипеля из Кенигсберга. Гофман начинает переписку с ним.

1795 — Гофман пишет романы “Карнара, мемуары графа Юлиуса фон С.” и “Загадочный” (не сохранились) и в первый раз слушает “Дон Жуана” Моцарта. В это время он читает произведения Стэрна, Жан-Поля, Руссо и Шекспира. Длится потаенный роман с Дорай Домов.

1795 — 22 июля Гофман сдает 1-ый экзамен по юриспруденции, и его назначают судебным следователем при кенигсбергским окружном управлении.

1796 — в январе у Гофмана случается конфликт с хахалем Доры Домов, и парень желает покинуть Кенигсберг. Семья воспринимает решение выслать его в Глогаў, к дяде по материнской И. Л. Дзерфера, крестного отца Эрнста. 13 марта погибает мама Гофмана. В июле он едет в Глогаў, где знакомится с художником Алоза Молинари и расписывает с ним местную иезуитскую церковь.

1797 — завязывается дружба Гофмана с бюрократом и композитором Иоганом Хампэ. 27 апреля погибает отец Гофмана, и в мае-июне Эрнст едет в Кенигсберг. В дороге происходит маленькая встреча с Гипелем. Последнее свидание и окончательный разрыв с Дорай Домов.

1798 — помолвку Гофмана с двоюродной сестрой Миной Дзерфер. 20 июня он с фуррором сдает 2-ой экзамен по юриспруденции и достигает собственного перевода в Берлин на должность рэферэндарыя апелляционного суда. В августе Гофмана переводят в Берлин. Он путешествует по горам совместно со своим экзаменатором Ф. Г. Ягвицам и в первый раз увлекается азартной игрой. В конце августа Гофман через Дрезден ворачивается в Берлин и поселяется поначалу в пансионе, а потом в доме Дзерфераў. Начинается дружба Гофмана с актером и гитаристом Ф. фон Гальбэйнам. Гофман изучает композицию у Ф. Райхарта.

1799 — пишет музыку и текст трохактавага зингшпиля “Маска”.

1800 — в январе Гофман неудачно ходатайствует о постановке собственного зингшпиля в Царском государственном театре. 27 марта он сдает 3-ий экзамен по юриспруденции, и в мае его назначают на должность асэсара в Познаньский окружной суд. Сначала лета Гофман путешествует совместно с Гипелем в Потсдам, Лейпциг и Дрезден, а потом прибывает в Познань. На Рождество Гофман приезжает в Берлин, где знакомится с Жан-Полем, который бывает в доме Дзерфераў.

1801 — Гофман пишет зингшпиль “Шуточка, хитрость и месть” на слова Гете, который в Познани ставят на сцене. Жан-Поль присылает нотки со собственной рекомендацией Гете.

1802 — Гофман делает карикатуры на неких больших лиц пазнанскага общества. В итоге скандала, вызванного этим, Гофмана переводят в Плоцк. Сначала марта Гофман разрывает помолвку с Миной Дзерфер и женится с полькой Михаэлинай Рорэр-Тжчыньскай (он лаского зовет ее Мишай). Летом юные переезжают в Плоцк. Тут Гофман остро переживает свою принужденную изоляцию, ведет замкнутый стиль жизни, пишет церковную музыку и произведения для фортепиано, изучает теорию композиции.

1803 — 1-ая литературная публикация Гофмана: эссе “Письмо монаха собственному столичному другу” написано 9 сентября. Плохая попытка участвовать в конкурсе Кацэбу на наилучшую комедию (“Премия”). Гофман ходатайствует о переводе в одну из западных провинций Пруссии.

1804 — с 24 января до 15 февраля Гофман в последний раз гостит в Кенигсберге, где встречается с Гипелем и Мальхен Домов, дочерью умершей Доры Домов. В марте его переводят в Варшаву и назначают на должность правительственного бюрократа, тут начинается дружба Гофмана и Юлиуса Эдуарда Хитцыга. В декабре Гофман делает двухактавы зингшпиль“Радостные музыканты” по тексту Клеменса Брентано — и в первый раз на титульном листе партитуры возникает имя Амадей.

1805 — Гофман пишет музыку к спектаклю Захарии Вернера “Крест на Балтике”. “Радостных музыкантов” ставят на сцене в Варшаве. 31 мая появляется “Музыкальное общество”, и одним из его управляющих становится Гофман. В июле у него и Миши рождается дочь Цецилия — 1-ое и единственное ребенок Гофмана.

1806 — Гофман занимается оформлением дворца Мнишкаў, который заполучила “Музыкальное общество”, сам расписывает многие его помещения. На праздничном открытии дворца Гофман дирижирует собственной симфонией ми-бемоль мажор. 28 ноября Варшаву занимают французы, прусские учреждения запираются, и Гофман лишается должности.

1807 — в январе Миша с Цэцылияй уезжают в Познань к родственникам. Гофман селится в мансарде дворца Мнишкаў, который 100ў резиденцией Дара, и тяжело хворает. Срывается его переезд в Вену, и Гофман едет в Берлин к Хитцыга, на помощь которого очень уповает. Гофман прибывает в Берлин 18 июня, должности у него нет, и он пробует зарабатывать на жизнь только искусством. Начало нытики и голода. Посреди августа в Познани погибает его дочь Цецилия.

1808 — посреди апреля Гофман занимает должность капельмейстера в Бамбергу. Сначала мая у Гофмана появляется план “Рыцаря Глюка”, в это время он совершенно не имеет средств. 9 июня Гофман уезжает из Берлина, посещает Хампе в Глогаў и конфискует Мишу из Познани. 1 сентября он прибывает в Бамберг, а 21 октября няўдала дебютирует как дирижер в Бамбергским театре. Сохранив звание капельмейстера, Гофман слагает с себя обязанности дирижера. На жизнь он зарабатывает личными уроками и случайными музыкальными произведениями для театра.

1809 — публикация “Кавалера Глюка” во “Всеобщей музыкальной газете” (15 февраля), начало сотрудничества с этим изданием. В этом году Гофман знакомится с торговцем вином К. Ф. Кунцем, который позднее станет его первым издателем.

1810 — Гофман выступает в качестве композитора, декоратора, драматурга, режиссера и ассистента директора Бамбергскага театра, который в то время переживает свой расцвет. Создание вида Иоганнеса Крайслера — альтер-эго Гофмана (“Музыкальные мучения капельмейстера Крайслера”).

1811 — Гофман дает уроки пения Юлии Марк и соображает, что втюрился в свою ученицу. Она не додумывается о эмоциях учителя. Гофман знакомится с К. М. фон Вебером.

1812 — Гофман страстно влюблен в Юлию, что вызывает ревность его супруги Миши. Родственники устраивают помолвку Юлии. Гофман находится на грани безумия и задумывается про двойное суицид. Много времени Гофман посвящает исследованию натурфилософии и “животного магнетизма”. Летом задумывает оперу “Ундина”. 5 сентября, во время поездки в Померсфельдэн, Гофман разрывает дела с семейством Марк, а 19 сентября начинает писать “Дон Жуана”. В декабре Юлия Марк выходит за купца Грэпеля. Фридрих де ла Мотт Фуке делает либретто к опере “Ундина”.

1813 — в лютым Гофмана приглашают на должность музыкального директора оперной труппы Йозефа Сэканды. 18 марта он заключает издательскую контракт с Кунцем. 25 апреля приезжает в Дрезден, где встречает Гипеля. 19 мая начинает писать “Магнетызера”, а 20 мая уезжает в Лейпциг, где находится оперная труппа Сэканды, и начинает делать функции ее директора. 24-25 июня совместно с труппой Гофман перебирается в Дрезден. Тут он становится очевидцем боя под городом (26-27 августа). В октябре и ноябре Гофман дирижирует оперой в осажденном Дрездене и задумывает повесть-сказку “Золотой горшок”. После поражения Наполеона (10 декабря) Гофман ворачивается с труппой в Лейпциг.

1814 — 15 февраля Гофман кончает “Золотой горшок”. Секонда увольняет его, обвинив в некомпетентности. Гофман опять узнает нэндзу и пробует заработать на жизнь антынапалеонаўскими карикатурами и рецензиями для “Публичной музыкальной газеты”. 5 марта он начинает работу над романом “Эликсиры беса”, с которым связывает надежды на улучшение собственного денежного положения, и именует его “эликсиром жизни”. Сначала мая выходят 1-ые два тома “Фантазий в манере Кало”. 5 августа Гофман завершает оперу “Ундина”. В сентябре министерство юстиции Пруссии предлагает Гофману должность муниципального бюрократа, поначалу без оклада, и он соглашается. 26 сентября Гофман приезжает в Берлин, где знакомится с Фуке, Шамиса, Тиком, Францем Хорнам, Филиппом Фейтам. “Фантазии в манере Кало” пользуются популярностью, Гофмана приглашают в литературные салоны.

1815 — Гофман имеет довольно средств: он пользующийся популярностью создатель альманахов и карманных изданий, работа для “Публичной музыкальной газеты”, которая не приносит существенного дохода, останавливается. 27 мая “Ундзину” ставят на сцене Государственного театра. Гофман знакомится с Брентано и Айхендорфам. 1 июля он арендует квартиру на Таўбенштрасэ, 31 (на Жандармским рынка), которая стала последним его пристанищем. В сентябре выходит 1-ый том “Эликсиров беса”.

1816 — Гофман теряет надежду занять должность капельмейстера. 22 апреля его назначают советником апелляционного суда с окладом, Гофман покоряются поэтому, что приходится зарабатывать юридической работой на “хлеб насущный”. В мае выходит 2-ой том “Эликсиров беса”. Летом начинается дружба Гофмана с К. М. фон Вебером. 3 августа — премьера“Ундзины”, музыка Гофмана имеет фуррор. Выходят в свет “Ночные рассказы” (до 1817).

1817 — положительная рецензия К. М. фон Вебера на “Ундзину” в “Публичной музыкальной газете”. Денежные дела Его поправляются: он популярен как композитор и литератор, не считая того пользуется репутацией блестящего судьи апелляционного суда. 27 июля в 14-й раз (последний) дают“Ундзину”, 29 июля пожар уничтожает театр, при всем этом сгорают декорации “Ундзины”. Дом, в каком живет Гофман, также чуть не пострадал от огня. Гофман не входит больше в литературные салоны, а заместо этого делается частым гостем кабачков.

1818 — Гофман задумывает книжку “Мастера пения. Роман для друзей музыкального искусства” (не написана). Появляется план сборника рассказов “Серапиенавы братья” и оперы “Хахаль после погибели” по произведению Кальдерона. Весной Гофман тяжело заболевает, у него возникает план “Курдупеля Цахеса”. Летом Гофман заводит кота и именует его Мур. В октябре писатель кончает рассказ “Мадемуазель де Скюдери”. 14 ноября учреждается кружок “Серапиенавых братьев”, куда входят, не считая самого Гофмана, Хитцыг, Кантэса и Корэф.

1819 — в январе выходит 1-ый том “Фантазий в манере Кало”, в лютым — 1-ый том “Серапиенавых братьев”. В мае Гофман начинает “Актуальные взоры кота Мура”, и в декабре выходит 1-ый том романа.

1820 — до начала лета Гофман кончает “Принцессу Брамбилу”. В сентябре-октябре выходит 3-ий том “Серапиенавых братьев”. Гофман делает перевод и перерабатывает либретто оперы “Олимпия”.

1821 — в августе Гофман начинает работу над 2-м томом “Прозаических мнений кота Мура” и до начала декабря кончает его. 8 октября его переводят в Верховный апелляционный сенат апелляционного суда с увеличением оклада. Сначала ноября Гофман присылает издателю Вильмансу 1-ые странички “Властелина блох”. В ночь с 29 на 30 ноября погибает возлюбленный кот Мур Гофмана, не дождавшись издания 2-го тома “Прозаических мнений” (середина декабря).

1822 — примерно 18 января в Гофмана начинается томная болезнь. 26 марта Гофман составляет завещание, у него наступает паралич. В апреле писатель диктует новеллу “Угловое окно”. В свет выходит “Властелин блох” (в сокращенном варианте). Приблизительно 10 июня Гофман диктует рассказ “Неприятель” (оставшееся незаконченным) и забавнй рассказ “Наивность”. 24 июня паралич добивается шейки. 25 июня в 11 часов утра Гофман погибает.

Темы и образы произведений Гофмана отыскали воплощение в творчестве Р. Шумана (“Крайслерыяна”), Р. Вагнера (“Летучий голландец”), П. Чайковского (“Щелкунчик”), А. Адана (“Жизель”), Л. Дэлиба (“Капелия”), П. Хиндэмита (“Кардыльяк”) и др. Гофман — герой оперов Же. Афенбаха (“Сказки Гофмана”) и Т. Лачэци (“Гофман”). “Белорусский гафманизм” в творческой манере Я. Борщевского, создателя “Шляхтича Завальни”, метко увидел Р. Падбярэски (арт. “Беларусь и Ян Барщевский”, 1844).