Menu Close

Фридрих Шиллер — Биография — актуальный и творческий путь

Фридрих ШиллерФРИДРИХ ШИЛЛЕР
(1759-1805)

Жизнь Шиллера приходится на время, когда раздробленная в итоге тридцатилетней войны 365 княжеств, Германия стонала под бременем деспотизма, а обессиленный люд ещё не был способным ни на какую политическую активность. Но конкретно в этот период в Германии появляется большое литературное движение, известное под названием «Буря и напор».

Движение, сутью которого был страстный протест передовой германской молодежи против гадости и застоя в политической жизни страны, против княжеской деспотии, феодальной морали и унижения людской личности. Это справедливое возмущение, этот гнев отыскали наилучшее проявление конкретно в произведениях юного Шиллера, поэта, чей актуальный путь был очень тяжкий и заблаговременно свел его в могилу.

Фридрих Шиллер — германский поэт, драматург, философ и историк. Его отец — Иоганн Каспар Шиллер — военный фельдшер, мама — Доротея, урожденная Кодвейс, дочь трактирщика. С 1768 года будущий поэт начал посещать латинскую школу. Как подданный барона Вюртембергского, отец обязан был отдать отпрыска в так именуемую Карловую академию, где он без особенной заинтригованности поначалу изучал юриспруденцию, а потом медицину. Восемь лет (1773-1780) провел Шиллер в этом питомнике’ рабов, где царствовал шпионаж и слежка за учениками, категорически воспрещалось общение с наружным миром, а все воспитанники подчинялись строжайшей дисциплине. Только ночами Шиллер мог исподтишка читать. Он много раз перечитывал произведения Плутарха, оды и поэмы Клопштока, лирические стихи и роман «Мучения молодого Вертера» собственного старшего современника Гёте. Позднее он увлекся Шекспиром.

Выйдя из академии после её окончания, Шиллер был назначен полковым доктором, получал за службу ничтожные средства.

Над первой драмой «Разбойники» Шиллер начал работать, ещё находясь в академии. В 1781 году драма была завершена, а 13 января 1782 года «Разбойники» были в первый раз показаны на сцене Мангеймського театра. Спектакль имел колоссальный фурор. Потом последовали триумфальные спектакли в почти всех других городках Германии. Невзирая на то, что постановщики нередко на собственный вкус либо за цензурой нравно увечили текст пьесы, а действие было перенесено из современности в XVI век, нереально было убить главный — пафос драмы, благородство помыслов разбойника Карла Моора, который решил на собственной родине в одиночку искоренить зло и беззаконие.

Шиллер отдал собственной драме два эпиграфа, которые определяют основную идею пьесы. 1-ый эпиграф: «На деспотов!» свидетельствовал о том, что содержание её ориентировано против тиранства. 2-ой эпиграф из Гиппократа: «Что не лечат лекарства, лечит железо, чего не лечит железо, лечит огонь» — что указывало на средства борьбы с деспотией.

Главный герой драмы Карл Моор — студент, которого, как и создателя, захватывают жизнеописания величавых мужей Греции, которые составил историк Плутарх. Он грезит перевоплотить Германию в республику. Карл Моор — 1-ый герой-идеалист и энтузиаст, который грезит об освобождении всего населения земли. Его родной брат Франц — полная ему противоположность. Циник, который третирует людьми, он оболгал Карла. Франц сажает отца за решетку, посягает на честь жены брата Амалии. Преданный братом и окаянный папой, Карл Моор становится предводителем отряда разбойников, чтоб вершить силой орудия справедливость. Великодушные разбойники во главе с Карлом наказывают криминальных богачей и защищают бедняков. Но скоро насилие пьянит разбойников, беспощадность становится привычкой. Карл Моор познает, что злодеяниями мир поправить нереально, потому решает отдаться в руки правосудия. Но, так как за его голову гарантирована щедрая заслуга, Карл желает, чтоб его выдал какой-либо бедняга, который нуждается в деньгах. В конце находится соответствующая эволюция героя: когда нельзя спасти всё население земли, следует попробовать посодействовать хотя бы одному несчастному человеку.

Уже в первой драме Шиллер уповает не на силу, а на моральное исправление общества. Обезумевшая страстность персонажей, патетичность их языка, которая местами перебегает в грубость, напряженность сюжета сделали «Разбойников» примерным достоянием «бури и напора» — ведущего литературного направления Германии 70-80-х годов XVIII века. Барон Вютембергский, узнав о спектакле, отдал приказ посадить создателя «Разбойников» на гауптвахту и запретил ему писать что-либо, не считая сочинений по медицине.

Шиллер решил покинуть владения миниатюрного тирана. В ночь на 23 сентября 1782 года, воспользовавшись смятением пышноватых придворных торжеств в честь русского цесаревича Павла Петровича, который был женат на племяннице барона Карла, создатель «Разбойников» потаенно бежал из Вюртемберга. 5 лет длились бескровные скитания, болезненная бедность и упрямая борьба за признание посреди германских читателей и театральной публики.

Прямо за «Разбойниками» Шиллер создает вторую драму, но уже на историческом материале: «Комплот Фиеско в Генуе» (1782), жанр которой он обусловил как «республиканская катастрофа». Действие драмы происходит в Италии в 1547 году.

В историю мировой драматургии пьеса «Коварство и любовь» (1783) вошла как 1-ая «мещанская катастрофа». До Шиллера в трагедиях действовали только монархи и аристократы, третье состояние разрешалось изображать исключительно в комедиях. В драме «Коварство и любовь» Шиллер обосновал, что трагические коллизии вероятны, а иногда неминуемы в жизни обычного сметного человека — «обывателя», по понятиям тех пор.

Сразу с драматургией Шиллер посвящает себя поэзии. В его стихах идея всегда преобладает над чувством, размышляя над разными явлениями жизни, он черпает аргументы в древней мифологии либо ренессансном искусстве. Воспевая красивую даму, он именует её Лаурой, не только лишь выражая тем приподнятый платонический строй эмоций, да и заявляя себя приверженцем итальянского гуманиста Франческо Петрарки. Оба они предаются размышлениям над тем, почему так нужна любовь человеку и населению земли. По воззрению Шиллера, что он её унаследовал от древних мудрецов, все частички большого разрозненного мира воссоединяет сила любви. Любовь дает жизнь, без неё мир и природа мертвые. Страсть, что воспевается поэтом, до Лауры — огромное благое чувство, так как оно — нужная соединительная частичка мироздания.

В академии где учился Шиллер преподавал философию профессиональный преподаватель и ученый Абель, который потом стал его другом. На грядущего поэта лекции Абеля произвели сильное впечатление. Доктор обосновывал примечательность наперед мировой гармонией. Делая упор на учение германского философа и ученого Лейбница, он стремился привить своим воспитанникам жизнеутверждающее мировосприятие, внушить любовь к ближнему, наставлял их на путь знаний окружающей жизни. Лекции Абеля не прошли для Шиллера никчемно. Более осязаемым является воздействие его философской концепции в одном из самых узнаваемых произведений Шиллера «Ода радости», в базу которого положен характерный Шиллеру принципный оптимизм, вера в человека, убежденность в том, что люди могут и должны сродниться вместе.

Этот стих обрел мировую славу благодаря тому, что Бетховен окончил 9-ю симфонию потрясающим хором на его текст. После нескольких неудач в Мангеймскому театре, директор которого Дальберг под различными предлогами отрешался ставить новые пьесы Шиллера, после долгого отсутствия средств поэт отыскал в Лейпциге друзей и покровителей, которые посодействовали ему преодолеть все актуальные трудности. Произведения Шиллера были изданы, он жил под дружественным кровом собственного фаната Готфрида Кернера, который тактично опекал Шиллера.

Падение Бастилии потрясло устои феодального мира. Исторический прогресс с философской абстракции перевоплотился в осязаемую действительность, движение истории ускорилось. Философское мышление Шиллера улавливало закономерность времени. Недовольный современностью, он пишет стихотворение «Боги Греции» (1788), в каком звучит ностальгия по древним эпосам. Поэт прославляет языческие божества старых греков. Древний мир Шиллер представляет как сосредоточие радости, любви и красоты. Природа людской фантазией была одухотворена и щедра к человеку. Древние божества помогают Шиллеру в построении определенной философской концепции.

Посреди богов — благодетелей населения земли — раз за разом появляются тени сказочных созданий, которые олицетворяют злые силы. Древний мир для него только притча былых времен, прошлое разрушается, то что может дает дорогу будущему. Нить истории не прерывается, человечий прогресс неизбежен, хоть бы какую дорогую стоимость необходимо было бы за него заплатить, такая основная идея стихотворения.

Шиллер понял, что на рубеже XVIII-XIX веков прогресс населения земли не удовлетворит каждого человека в попытке достигнуть собственного счастья. Эта же идея развивается в балладах Шиллера.

Жанр баллады возродил Гёте и Шиллер, вступил в дружественное соревнования по разработке баллад. Было это в 1797 году, который окрестили позже годом баллад. Это был очень принципиальный момент в жизни Шиллера. Он жил в Веймаре с 1795 года, под покровительством Саксен-Веймарского барона Карла Августа, что давало возможность без мысли о заработке писать стихи, пьесы, заниматься философией и историей. В этот период произошло сближение с Гёте, о чем Шиллер грезил издавна.

Баллады Шиллера воспринимаются как отголосок тех давнишних времен, когда различного рода поверья и предания, живя рядом с реальной жизнью, сливались в необычные фольклорные образы. В балладах в большинстве случаев говорится не про некий определенный исторический момент, а про древность как таковую. Баллады влекут и сразу стращают своими необычными ожесточенными сюжетами, поражают невыясненными тайнами природы.

В ряде баллад сюжетным стержнем становится экзамен героя — проверка его мужества, решительности, отваги. И когда, это происходит в «Перчатке», жизнь человека подвергается угрозе, шутя, играя, готова верного рыцаря сделать добычей плотоядных животных, потому герой имеет право повести себя неучтиво с дамой.

Принципиальное место в поэзии Шиллера занимает его «Песня о колоколе», которая является гимном труда человека, прославление его силы, мозга и силы его рук. Язык Шиллера звучит тут, как у проповедника, менторски. Он желал, чтоб все было основано на разумном порядке, чтоб человек упорным трудом всегда достигал собственного счастья. В этом стихотворении отразился и ужас революционных потрясений. Для поэта мир и согласие важнее социальной борьбы. Эту же идея Шиллер развивает и в собственных теоретических работах: «Письма об эстетическом воспитании человека», (1795-1796).

На протяжении всего творческого пути драма оставалась возлюбленным жанром Шиллера («Дон Карлос», 1787), все его следующие драматические произведения основаны на историческом материале.

В особенности плодотворным в плане драматургии было последнее десятилетие творческого пути Шиллера. Он создает такие драматические произведения, как трилогия «Валенштейн» (1799), драмы «Мария Стюарт» (1800), «Орлеанская дева» (1801), «Вильгельм Телль» (1804). В этих произведениях художественному анализу подвергаются поворотные этапы в истории европейских народов. Последней — незавершенной — драмой Шиллера стал «Дмитрий» (1805) — из российской истории. Самозванец Дмитрий у Шиллера от всей души верует в то, что он отпрыск Ивана IV. Произнося речь в польском сейме, он пробует подтолкнуть поляков на поход против Рф ради восстановления легитивной власти на столичном престоле.

Признание Фридриха Шиллера пришло в Рф с первой драмой «Разбойники», которая в 1793 году была сыграна воспитанниками Великодушного пансиона при Столичном институте. Шедевры Шиллера вызвали энтузиазм у русских поэтов и писателей. Представители разных литературных направлений интерпретировали произведения германского поэта, подчеркивая, что в особенности отвечало идеям исторического шага.

Смерть оборвала творчество поэта-гуманиста в момент, когда его взглядам раскрывались новые горизонты, когда его расплывчатые эталоны получали более точные очертания и он начинал веровать в политическую самостоятельность народа.

Пьеса Шиллера «Коварство и любовь» — это 1-ая германская политическая драма. В ней бесправие народа, который подавляла германская власть, показаны в особенности драматично.

В «Коварстве и любви» сталкиваются два соц. мира: придворно-дворянский, к которому принадлежит и отпрыск президента фон Вальтера, который должен этой среде своим относительно высочайшим военным образом и институтским образованием, и филистерство, к которому принадлежит Возлюбленная Фердинанда Луиза Миллер, дочь придворного музыканта. Они обожают друг дружку. Фердинанд по своим мировосприятием близок к темпераментным героям «бури и напора». Воодушевленный любовью, он грезит о равенстве и справедливости. Он грезит о том, как поведет Луизу к алтарю, назовет собственной перед целым миром. В его очах она не только лишь равна, да и единственно желанна. Их чувства вызывает возмущение отца Фердинанда, который решил женить собственного отпрыска на леди Мильфорд, которая была любовницей барона.

Любовь Луизы и Фердинанда катастрофически, обречена, ибо она подрывает базы установившегося порядка, юные герои становятся жертвами придворных интриг. В конце драмы Фердинанд, умирая, протягивает руку папе, который кается. Жест глубоко символический и очень соответствующий для Шиллера, герои которого никогда не отторгают руки, протянутой ради примирения. Шиллер веровал, что страдание очищает человека морально.