Menu Close

Фридрих Дюрренматт — Биография — актуальный и творческий путь

Фридрих ДюрренматтФРИДРИХ ДЮРРЕНМАТТ
(1921 — 1990)

Дюрренматт родился в 1921 году в маленьком селе Конольфинген в семье пастора 1-го из сельских приходов Кантона Бери (Швейцария). Высшее образование получил в Цюрихском и Бернском институтах, где изучал филологические и естественные науки, философию и теологию, увлекался историей искусства и упрямо занимался живописью.

В литературе дебютировал в годы 2-ой мировой войны. Сумрачный, скептический взор на мир отделял Дюрренматта, с самого начала ему были присущи черты писателя умственного склада ума, да и подозрительная несерьезность, позерство. Дюрренматт начал писать в те годы, когда на подмостки европейских театров вышла драматургия «умственного направления». Во Франции, в годы войны, ставились пьесы Сартра, Камю и Ануя. По сопоставлению с этой драматургией комедии и проза Дюрренматта ещё свободнее. Он не раз писал про свою тягу к игры, об отсутствии верно сформулированного (до и во время работы) плана.

Драматургическим дебютом писателя стали пьесы «В писании сказано…» (1947) и «Слепой» (1947), в каких создатель рассматривает философскую парадоксальность противоборство абстрактной идеи и актуальной правды. Последующими драматургическими произведениями стали пьесы Дюрренматта, профессионально владея искусством гротеска, он подвергает острой критике характеры буржуазного общества. Мировое признание и славу драматургу приносит трагикомедия «Визит старой дамы» (1956).

Уже из этих произведений стала видна одна особенность его творчества. Как и швейцарский писатель Макс Фриш, Дюрренматт не отражал в собственных произведениях реальность Швейцарии. В 60-е годы, на пике его творчества, литературная община была очень взволнована «исчезновением Швейцарии» в швейцарской литературе.

Но по сути это было совершенно не так. Дюрренматт, как и Макс Фриш,- наблюдающий реальности. Но эта реальность, как и глобальная реальность, становится знаковыми элементами его творчества. Дюрренматт пишет, соединяя, перемешивая соответствующие черты современного мира. Из этого материала он делает новейшую действительность, существующую по своим законам, смешную, гротескную, ужасную, фантастическую, но знакомую, чтоб просто выяснить. Сам писатель говорил, что делает «модели вероятных человечьих отношений».

Произведения Дюрренматта обогащенные подробностями. Постановка его пьес просит вида. Он повсевременно говорит о собственных пристрастиях к «броскому театру». Но конкретность самого современного и жизнь кажется ему непонятной: она только покров, который прячет пучину. «В светлые времена,- писал Дюрренматт,- когда полноправным жанром на европейской сцене была катастрофа, её герои сталкивались с определенными противниками. Победа над ними, торжество героя могли поменять развитие событий. В современной реальности отыскать противника не так просто. Произвол диктаторов привело к смерти миллионов. Но кровь не только лишь на их, да и на системе, которая их породила. «Никто не имел к этому дела, никто не желал этого».

Наряду с драматургической деятельностью Дюрренматт пробует свои силы также в прозе. Рассказ «Туннель» (1952) и неоконченный роман «Город» (1952) продолжают философские размышления писателя о сути людского бытия. Оба произведения обыгрывают роковую невозможность человека противостоять катастрофическим событиям, исконная тяга человека предупредить неизбежное. Герой рассказа не в состоянии отделиться от попутчиков (хотя он и закрывает уши ватой, глаза — очками, рот сигарой), но приостановить поезд, неуправляемый, который несется к смерти не может. Незаконченный роман имеет очень выразительные реминисценции с романом Ф. Кафки «Замок». Главный герой «Городка», который не так давно устроился в кутузку сторожем, ощущает себя таким же арестантом, как и те, которых он охраняет. Никакие логические резоны не могут перекрыть ужасный вывод — «ниша» (замкнутое место), куда он попал — это ловушка, из которой ему никогда не вырваться.

Толчком к сюжету у Дюрренматта очень нередко является возникновение из неведомого далека нового героя. Герой радиопьесы «Катастрофа» (1956) коммивояжер Трапе так же внезапно возникает в доме стариков, играющих в трибунал, как старая дама в городке Гюллих (из «Визита старой дамы»). Да и там, где никогда никто не приходит, реальность Дюрренматта не поддается пророчествам.

Можно было бы предугадать осуществленное в XX веке? Многие подтвердилось не только лишь в отдельных людях, да и в целых народах, и в судьбе населения земли. Дюрренматт исходит конкретно из этого свойства современной действительности. Он создает реальность, заполненную катастрофами. Его герои подчиненны случаю, который переворачивает их планы. В особенности очень случай действует тогда, когда люди движутся к цели в согласовании с точно разработанным планом. «Худший случай нельзя предсказать, он случаен»,- писал Дюрренматт в спектакле «Физики» (1962), где говорится о способности ужасной вселенской катастрофы. Писатель считает, что «искусство драматурга состоит в том, чтоб лучше воплотить случай в сюжете».

Радиопьеса «Операция «Вега»» (1954) вся построена на соотношении ожидаемого и результатов. Дюрренматт в далеком 1954 году предугадывал возможность звездных войн, перенос политики к космосу. Он пишет о полете на Венеру с целью использования преступников, которые веками свозились сюда 2-мя агрессивными муниципальными группировками, в будущих военных столкновениях. Но реальность, которая была прикрыта тучами дальней планеты оказалась совершенно другой, чем представляли для себя прибывшие. Прямо обратной была реакция имеющихся в страшных критериях обитателей на предложение возвратиться на Землю.

Свои уникальные, время от времени дискуссионные эстетически-художественные взоры на искусство Дюрренматт воспроизвел в сборнике эссе «Задачи театра» (1955), что является одной из основных теоретических трудов писателя.

Основное напряжение в творчестве Дюрренматта — в двойственности вроде неразрушимого единства. В одной реальности он замечает две, за покровом покоя он лицезреет хаос, по завышенным — низкое, за радужными надеждами — близкую катастрофу.

Случай, случайность в его произведениях — только обычный для писателя метод двинуть «двойную оптику», раскачать и надломить несуществующую цельность.
Разлом этой цельности — главный итог самых различных его сюжетов. В известной комедии «Ромул Величавый» (1965) материалом служит смена эпох. Рушится один мир, мир величавой культуры, начинается новое время. В конце пьесы к римской столице подступают варвары. Но зло жизни началось ранее и только углубляется на протяжении всего спектакля. Забавные детали помогают начать расслоение жизни, разрушают одно, чтоб показать им что-то другое.

Славной частью творчества Дюрренматта есть серия детективных романов («Судья и его палач» (1951), «Подозрение» (1956), «Обещание» (1958)), после выхода которых за создателем крепко закрепилась слава непревзойденного мастера, виртуоза детективного жанра. Через достойные внимания интриги, аналитически четкие и психологически достоверные расследования, совместно с ведущими детективами Берлахом и Маттеи создатель не столько отыскивает правонарушителя, сколько открывает затаенный механизм ситуаций, укрытых обстоятельств и последствий, через которые можно выйти на разгадку настоящей реальности, в базе которой веселит игра варианта, что правит Вселенной и, по воззрению создателя, является закономерностью жизни.

В литературоведении существует мировоззрение, что герои Дюрренматта мистические и напоминают марионеток. Узнаваемый южноамериканский писатель Курт Воннегут как-то сравнил произведения Дюрренматта с прелестными и редчайшими швейцарскими часами, в механизме которых все очень высококачественное, но не имеет никаких загадок.

Эта идея кажется нам не верной. Дюрренматту вправду не присущ психологизм, который очень длительно почитался у нас как признак подлинной реалистической литературы. Этот мастер ярко указывает на развитие человеческих душ только тогда, когда это нужно и когда это вправду имеет смысл. Герои известного швейцарца попадают в чрезвычайные ситуации и они все реагируют на эти ситуации не идентично. Иногда герои делают ненатуральные поступки, такие, которых мы не могли предугадать. Но Дюрренматт достигает большего: описанные им реакции необыкновенные, но в их отражается то вечное, всеобщее, что является понятным для многих людей. Есть что-то ужасное в словах Дюрренматта о том, что «судьбы людей разогреваются идиентично».
Творчество Дюрренматта всегда отличалась юмором. Не натужный и легкий, он длительно не теряет собственных параметров; радостный, чуть не перебегает в гротеск. Юмор Дюрренматта естественный, так как он основан на той двойственности зрения, которая и отличает дар писателя. Его юмор не фиксирует соотношение, расщепляет целостную картину мира. Дюрренматт обыграет даже такую тему, как погибель человека и опасность смерти населения земли. Так комедия «Метеорит» (1966) посвящена описанию постепенного «умирания» главного героя писателя Швиттера. Погибель подается как мятеж, как закономерное рвение к естественности.

В повести «Зимняя война в Тибете» (1981) юмора нет. Не глядя на сравнимо маленький объем, перед читателем развернута превосходная масштабная картина. Планетка после атомной катастрофы. Нет многих государств и народов. Люди, как одичавшие собирают последние остатки техники, в какой лицезреют причину того, что вышло. А кое-где в Тибете продолжают биться батраки. Власть разжигает воинственные убеждения, без которых сейчас тяжело обойтись: рядом не такие же полумертвые люди, а неприятели, с которыми нужно биться и ради этого жить. Против кого ведут войну люди? За что отдают свои руки-ноги, кладут свои головы? Неприятель — это фикция. Родины нет. Есть неприметная администрация и наемники из различных государств и народов, которые уничтожают себя и себе схожих.

С давних времен обитатели центральных кантонов зарабатывали этим для себя на хлеб, воюя за чужие интересы.. Но в повести Дюрренматт отображает это явление обширнее. Он имеет в виду не соотношение, а трагический разрыв меж людьми и чуждой им властью. В его конечном осознании наемники — все население земли. В рассказе написано про замерзшие города, про калек, потерявших разум, о мире, который похож на бордель и кутузку. В этом мире власть, которая прекрасно укрылась в бункерах, продолжает обращаться к своим народам.

Поражает образ калеки, который еле передвигается подземными ходами, царапает на стенке свои записи протезом. Практически обезумев от испуга, он готов стрелять в любой момент. Его записи — вопль души, кошмара перед тем, что случилось, мемуары о прошлой жизни. О культуре, которая разрушена и на данный момент погребена под камнями. А может, это ему только кажется? А может, люди, которые его окружают только слабенькие тени, а жизнь по сути совершенно другое? Уже один только этот образ, умопомрачительный и убедительный, впитывает в себя трагические черты современного населения земли.

До последнего вздоха (умер великий швейцарский писатель 14 декабря 1990 года) Дюрренматт занимал демонстративно нейтральную позицию как в политических предпочтениях, так и в литературных направлениях. Создатель 30-томного собрания сочинений, лауреат нескольких интернациональных премий (Мольеровской (1957), Шиллеровской (1959), Бюхнеровской (1988)), Дюрренматт остается для нас человеком, который, по его словам, «не считает нужным решать мировые загадки», да и поныне помогает населению земли разбираться в собственном таком запутанном — ежедневной жизни, оставаясь всегда и остро актуальным и сразу нескончаемым.