Menu Close

Уильям Шекспир — Биография — актуальный и творческий путь

Уильям Шекспир - БиографияУИЛЬЯМ ШЕКСПИР
(1564-1616)

Творчество Шекспира, является наивысшим достижением европейской литературы эры Возрождения. Если мощная фигура «Данте» обозначает собой начало Ренессанса, эта гигантская фигура Шекспира венчает его конец и венчающий его в истории мировой культуры. Наследство его заполучила мировое значение, повлияла на творчество бессчетных живописцев мирового значения и сохраняет свою актуальность до нашего времени.

Наилучшие театры мира постоянно включают в собственный репертуар его пьесы, а ролью Гамлета грезит разве что не каждый актер.

Не глядя на мировой резонанс драматургию поэзии Шекспира, про него самого известно не так и много. Хрестоматийные данные такие. Родился Шекспир 23 апреля 1564 г. в Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье ремесленника и торговца. Обучался в местной грамматической школе, где изучали родной язык, также греческий и латинский так как единственным учебником — была Библия. По одним данным школу не окончил, так как отец через денежные отягощения забрал Уильяма к себе ассистентом. По другим же, после окончания школы был даже ассистентом школьного учителя.

В восемнадцатилетнем возрасте женился на Энн Хэтауэй, которая была на восемь лет старше него. Через три года после свадьбы покинул Стратфорд. 1-ые его печатные произведения возникают исключительно в 1594 году. Биографы подразумевают, что за этот период он некое время был актером странствующей труппы, D 1590 г. работал в разных театрах Лондона, а с 1594 вступил в лучшую лондонскую труппу Джеймса Бербеджа. С момента постройки Бербеджем театра «Глобус», другими словами с 1599 г. и до 1621 г. жизнь его связана с этим театром, пайщиком, актером и драматургом которым он является. Семья его все это время оставалась в Стрэтфорде, куда он возвращается, прекратив театральную и творческую деятельность, и где погибает 23 апреля (в день собственного рождения) 1612 года в возрасте 52-х лет.

Его драматургическая и поэтическое наследство, согласно «шекспировскиму канону» (первого полного издания произведений Шекспира, осуществленного в 1623 г.) состоит из 37 драм, 154 сонетов и 2-ух поэм — «Венера и Адони» и «Обесславленная Лукреция». Все драматические произведения Шекспира написаны белоснежным стихом с внедрением прозы. Сочетание стихов и прозы является соответствующей чертой шекспировской драматургии, обусловленной как художественным материалом, так и эстетическими задачками.

Творчеству непревзойденного драматурга и блестящего мастера сонета посвящены тысячи книжек. Любопытно, что на долю только одной, по сей день нерешенной задачи, приходится более 4500 работ. И неувязка эта, как ни удивительно, касается конкретно авторства шекспировских произведений: кто же их создатель — сам Уильям Шекспир либо кто-то другой. На сей день насчитывается 58 претендентов, среди которых такие имена, как философ Фрэнсис Бэкон, лорды Саутгемптон, Рэтленд, граф Дерби и даже царица Елизавета.

Главные анти шекспировские аргументы обоснованы последующими фактами. Реальная фамилия Вильяма, которая числится в книжке церковных записей о рождении и которая сохранилась на 5 документах в виде корявых подписей, Шакспер, что принципиально отличается от Шекспир. Шекспир — имя смысловое и переводится как «тот, кто потрясает копьем». Появилось оно уже в английский период жизни Уильяма, когда он при помощи каких-либо авторитетных покровителей получил домашний герб, на котором был изображен наездник с поднятым копьем в руке. Показательно, что большая часть изданных в то время шекспировских произведений подписаны именованием «William Shakespeare», что подчеркивает его смысловое значение и больше напоминает псевдоним, личные имена так не писались. Вызывает удивление, что не сохранилось ни одной строчки, написанной рукою Шекспира.

Более суровые сомнения относительно шекспировского авторства вызывает то, что Уильям нигде не обучался, не считая грамматической школы, и нигде не бывал за пределами Великобритании. В то же время шекспировские произведения поражают непревзойденным художественным мастерством, масштабностью мышления и философской художественной глубиной проникновения в важнейшие задачи бытия. Они свидетельствуют не только лишь о гениальности их создателя, да и о энциклопедизме его познаний, которым не обладал ни один из его современников. Словарь Шекспира насчитывает свыше 20 тыс. слов, в то время как у Френсиса Бэкона только 8 тыс, у Виктора Гюго — 9 тыс.

Свидетельствуют они и о том, что он знал французский, итальянский, греческий, латинский языки, был отлично знаком с древней мифологией, произведениями Гомера, Овидия, Плавта, Сенеки, Монтеня, Рабле и многих других. К тому же Шекспир свободно ощущал себя в британской истории, юриспруденции, риторике, медицине, тонкостях придворного этикета, в жизни и привычках авторитетных лиц. Подавляющее большая часть этих познаний в те времена могла быть получена исключительно в институтах, в каких, как понятно, Шекспир никогда не обучался.

Но кто бы не стоял за этим всемирно известным именем, бесспорным является тот факт, что шекспировские произведения в собственной совокупности с необыкновенной силой выразительности отобразиили всю палитру ренессансных раздумий и эмоций — от беспрекословного восхваления человека, способного подняться силой собственного духа и разума на уровень богоподобного сотворения, до глубочайших разочарований и колебаний в божественности его природы. В связи с этим творческий путь Шекспира обычно делят на три периода.

К первому периоду (1590-1600) относят драмы-хроники (9), комедии (10), катастрофы (3), обе поэмы — «Венера и Адонис» (1592), «Опороченая Лукреция» (1593) и сонеты (1953-1598).

Хроники, из которых Шекспир начал своё творчество, были пользующимся популярностью жанром у его предшественников и современников, так как они отвечали на обостренный энтузиазм публики к собственной истории и политическим заморочкам современности в период напряженной борьбы Великобритании с Испанией. Одна за одной возникают драмы-хроники, особенность которых является умение драматурга масштабно отрисовывать эру живыми и колоритными красками, сочетая соц. фон с судьбой определенных персонажей: «Генрих VI, часть 2» (1590), «Генрих VI, часть 3» (1591), «Генрих VI, часть 1» (1593), «Ричард НИ» (1594), «Ричард II» (1595), «Повелитель Джон» (1596), «Генрих IV, часть 2» (1597), «Генрих IV, часть 2» (1598) и «Генрих V» (1598).

Наряду с хрониками Шекспир пишет целый ряд комедий: «Комедия ошибок» (1592), «Укрощение супротивной» (1593), «2-ух веронцев» (1594), «Напрасные усилия любви» (1594), «Сон в летнюю ночь» (1595), «Венецианский негоциант» (1596), «Много шума из ничего» (1599), «Виндзорские затейницы» (1598), «Как вам это нравится» (1599) и «Двенадцатая ночь» (1600), также три катастрофы: «Тит Андроник» (1593), «Ромео и Джульетта» (1594) и «Юлий Цезарь» (1598).

Общий нрав произведений этого периода можно найти как оптимистичный, окрашенный веселым восприятием жизни во всем его многообразия, верой в торжество разумного и хорошего. Гуманистическим пафосом отмечены также поэмы и сонеты, которые открывают реалистичностью собственной поэтики новый шаг в развитии поэзии Ренессанса. Сонеты Шекспира образуют сюжетный цикл, построенный на развитии отношений между поэтом, другом и «смуглой леди». В сонетах стает непростой и обеспеченный мир ренессансного человека с его всеобъятным взором на мир, активным отношением к жизни, богатством духовных эмоций и переживаний.

2-ой период творчества Шекспира (1601-1608 гг.) отмечен углублением поэта в анализ катастрофических противоречий человека, которые со всей силой проявились под конец Ренессанса. Даже три комедии, написанные в это время, («Троил и Крессида» (1602); «Конец венчает дело» (1603); «Мера измерения» (1603) несут на себе печать катастрофического мировосприятия. Драматургический гений Шекспира проявился конкретно в трагедиях этого периода: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Повелитель Лир» (1605), «Мак бет» (1606), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607), «Тимон Афинский» (1608).

Квинтэссенцией катастрофического мироощущения этих произведений может служить сонет № 66, написанный существенно ранее.

И, в конце концов, 3-ий, романтичный период, который обхватывает 1609 — 1612 года. В это время он создает четыре трагикомедии, либо романтические драмы: «Перикл»(1609), «Цимбелин»(1610), «Зимняя притча» (1611); «Буря» (1612) и историческую-драму «Генрих VIII» В трагикомедии царствует атмосфера сказочно-фантастического, в их добро и справедливость всегда одолевают силы зла. Так «правитель драматических поэтов» (В. Белинский) до последнего собственного произведения остается верен светлым эталонам гуманистического искусства Ренессанса.

Посреди именитых трагедий Шекспира большей популярностью на протяжении веков пользуются «Ромео и Джульетта» и «Гамлет».

Катастрофа «Ромео и Джульетта» была написана посреди 90-х годов, в 1-ый, так именуемый, оптимистичный период его творчества, более пропитана ренессансным пафосом веры в человека и его бескрайние способности. В центре катастрофы, как и в написанных в это время комедиях, история светлого, романтически возвышенного и самозабвенной любви 2-ух молодых героев, которая разворачивается на фоне давнешней кровавой вражды меж их семьями — Монтекки и Капулетти.

Любовь, которая появляется между Ромео, представителем дома Монтекки, и Джульеттой, представительницей дома Капулетти, изображена Шекспиром как красивая, хорошая и положительная сила, которая способна сломать анти гуманную вражду старенького мира. Любовь пробуждает у Ромео и Джульетты высочайшие чувства, она духовно обогащает их и заполняет трепетным чувством красоты жизни. Шекспир создает один из величайших гимнов любви.