Menu Close

Светлана Макарович

Светлана МакаровичОдна из более ярчайших и спорных фигур в современной словенской литературе. Поэт, детская писательница, публицист, актриса, исполнительница собственных песен и проста человек с необыкновенной актуальной позицией.

Светлана Макарович родилась 1 января 1939 года, незадолго перед 2-ой мировой войной, в семье атеиста и убежденной католички, которую родители лишили наследия после брака. Еще в детстве Светлана переживает глубочайшее разочарование в церкви: тайны исповеди не существует, про ее детские грехи родители выяснят от священника. В зрелом возрасте она будет одним из самых исступленных воинов против религии.

Через тяжелую послевоенную жизнь Светлана не успевает в школе по многим предметам кроме русского языка и фортепиано. Со школы искусств ее выкидывают за неуспеваемость. Она решает выучиться на воспитательницу, ее распределяют в интернат для деток с психологическими отклонениями, и она сбегает оттуда, решив, что никогда не будет иметь собственных. Она даже желает, чтоб ее стерилизовали, но медкомиссия не дает ей разрешения. Все же, Светлана Макарович так никогда и не родила, ей принадлежат слова: “Этот мир недостаточно хорош, чтоб рожать для него детей”.

1-ые стихи Светланы Макарович были написаны, когда ей было семнадцать. В восемнадцать она начинает заниматься психологией, но скоро кидает ее. Зарабатывает тем, что зимой играет в кафе, а летом выступает в приморских гостиницах.

1-ый сборник стихов Макарович “Сумерки” выходит в 1964 году после плохого женитьбы, от которой Светлана сбегает без средств и вещей и бродит как “бескровная кошка”, после неудачных попыток получить образование искусствоведа либо актрисы. Позже ее ожидает бурный роман с известным литератором Грегором Стырнишам. В 1968 году она получает главную роль в спектакле Грэгара; постановка стала хитом и получила одну из популярных премий. Но более Светлана не получает ролей, ведь в социалистической Югославии она — беспартийная. Некое время живет в Австрии, где преподает словенский, ставит со студентами радиопостановки, снимается в кино, пробует заработать на квартиру. Это более плодотворный период ее творчества: в конце 1960-х — в начале 1970-х выходят сборники ее стихов “Ночь Ивана Купалы”, “Волчьи ягоды”, “Женщина-полынь”, “Время вести войну” и другие. Более поздние стихи выйдут в сборниках “Счет”, “Сосед-гора” и “То самое время”.

В Словении Светлана Макарович выступает на вечерах поэзии, но это не продолжается длительно через ее отказ вступать в коммунистическую партию. Тогда то Светлана начинает писать сказки. Некие из их (“Мышиная пекарня”, “Кот со свалки”) становятся очень пользующимися популярностью, она читает их детям в школах и детских садах за символический гонорар. “Я пишу сначала себе, а уже позже — для малышей, — разъясняет создатель. — Не соглашусь с тем, что дети — самая требовательная публика. Детям по сути просто угодить. Намного сложнее написать сказку, которая пронзала бы взрослого читателя”. Не считая того Светлана Мкаравич пишет пьесы для малышей, делается создателем Любленскога кукольного театра, который пользуется большим фуррором и ездить на гастроли по всему миру.

Поздние годы творчества писательницы проходят под знаком протеста — против подавления гомосексуалов, против ограничения прав курильщиков (“Окаянные курильщики”, 2001). В 2000 году Светлана Макарович отрешается от престижнейшей литературной и художественной награды — по той причине, что сразу эту премию был должен получить иезуитский священник, что расписал домашнюю часовню папы Римского в Ватикане (перед этим премия предназначалась художнику Густаву Гнамашу). Через некое время она отрешается от следующей престижной премии — “Знатный знак Свободы” — и на публике отрекается от церкви. В 2002 году издает сборник избранных стихов в роскошном выполнении тиражом всего 100 экземпляров по стоимости 1000 долларов каждый. Разошлась треть издания, Светлана уповает, что остаток будет распродан после ее смерти, средства поступят на счет приюта для брошенных домашних питомцев. На данный момент писательница живет совместно с десятком кошек в избушке, в деревне Жабья.

Тема многих стихотворений С. Макарович — разруха, раздор, в ее творчестве много соболезнования угнетенным, много боли, и зло часто одолевает добро. В публицистике ее язык обостряется, как нож, против — неискренних и мелочных сограждан, или, напротив, выступает в защиту — угнетенных, преследуемых евреев, гомосексуалистов, курильщиков. Связанное с более темными сторонами обыденности, имя Светланы Макарович в Словении вызывает или жаркую ненависть, или такую же жаркую любовь.