Menu Close

Шарлотта Пэркинс Гилман

Charlotte Gilman - Шарлотта Пэркинс Гилман
Южноамериканская писательница, экономист, педагог и ранешний теоретик феминисцкага движения, создатель более чем двухсот рассказов и около 10 романов. На данный момент самый узнаваемый ее произведение – рассказ “Желтоватые обои”.

Родилась в городке Хатфард, штат Коннектикут. Ее отец был библиотекарем и писателем. Его тетей была именитая писательница Гарыет Бичер-Стоу. Отец бросил семью после погибели 1-го из деток в 1866 году, и мама писательницы осталась одна с детками на руках, живя на грани бедности, время от времени обязана переезжать от родственников к родственникам.

С юношества Гилман много читала и занималась самообразованием. С 1878 по 1880 годы она обучалась в Роуд-Айлендскай школе дизайна и после зарабатывала на жизнь, разрабатывая поздравительные открытки.

В 1884 году она вышла замуж за Чарлза Ўолтэра Стэтсана, принципиального художника. С самого начала собственной взрослой жизни Гилман мачалась на повторяющиеся приступы меланхолии, а после рождения дочери Катарины ее окутала депрессия. В 1886 году она начала лечиться у доктора Силаса Ўира Митчелла. Он рекомендовал даме как чернокнижника больше времени проводить дома и не заниматься никакими умственными занятиями. Позднее Гилман в сатирической манере вспоминала это исцеление в собственной автобиографии, также пользовалась им для написания собственного самого известного сейчас произведения – рассказа “Желтоватые обои”. Оно в первый раз было написано в New England Magazine в январе 1892 года, а в 1899 году вышла отдельной книжкой.

Другие готические истории Гилман The Giant Wistaria (1891), The Rocking Chair (1893) и The Unwatched Door (1894).

В 1888 году писательница ушла от Стэтсана (они развелись в 1894 году) и переехала в Калифорнию. Вторым ее супругом был ее кузен Джордж Х’ютан Гилман, нью-йоркский юрист. В 1894-1895 она работала редактором литературного ежедневника The Impress, который выдавало Женское пресс-объединение Тихоокеанского побережья. Там она печатала экспериментальную серию рассказов, в каких имитировала стиль таких узнаваемых создателей, как Луиза Мэй Элкат, Натаниэл Готарн, Генри Джеймс, Эдгар Алан По и Марк Твэн. 1-ая книжка Гилман вышла в 1893 году – сборник сатирических стихов на феминистские темы In This Our World. В течение последующих 2-ух десятилетий она стала пользующейся популярностью через лекции, касающиеся дамских вопросов, этики, труда, прав человека и соц реформ. Эти же темы подымалиь и в ее художественных произведениях. С 1909 по 1916 она редактировала и фактически одна писала в феминистычную газету The Forerunner, где и была написана большая часть ее произведений. Издание имело практически полторы тыщи подписчиков.

Самым известным теоретическим трактом Гилман была книжка Women and Economics (1898), в какой она агрессивно критиковала устаревший разделение соц ролей. По Гилман, мужская злость и материнская роль дамы – искусственные и больше не необходимы для выживания. Она считала, что только финансовая независимость может принести даме реальную свободу и обеспечить равноправие в семье. В собственном трактате Concerning Children » (1900) она выступает за проф осмотр деток.

Вялая городском жизнью, в 1922 году Гилман переезжает из Нью-Йорка в Норвич, штат Коннектикут. В 1932 году ей диагностируют рак груди, и после погибели жена в 1934 году она перебирается в Калифорнию, ближе к дочери. В 1935 году Ш. П. Гилман как сторонница эвтаназии погибает, приняв высшую дозу хлороформа.