Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, композитор Михайл Алексеевич Кузмин родился 18 октября 1872 года (он завышал свой возраст на три года, потому даже на его могиле выбита дата “1875”) в Ярославле в семье наследного дворянина, морского офицера; мама поэта была внучкой французского актера Афрэна.
Детство Кузмина прошло в Саратове, куда семья переехала скоро после его рождения; там он пошел в гимназию. В 1884 году семья поселилась в Петербурге, где поэт и жил до самой смерти. Можно сказать, что у Кузьмина были две родины — Поволжье и северная столица, и это потом отразится в его творчестве.
В 1891 году поэт закончил гимназию и поступил в Петербургскую консерваторию, где обучался в классе композитора Римского-Корсакова; музыка так и осталась одним из основных интересов поэта. Кузьмин написал музыку для постановки Вс. Мейерхольда “Балаганчика”.
В 1895 году Кузьмин отправился в путешествие — посетил Константинополь, Афины, Смирну, Александрию, Каир, Мемфис, которые пробудили в нем энтузиазм к Старому Египту и древней Александрии и вдохновили на создание цикла “Александрийские песни” (1905-1908). А в 1897 году поэт посетил Италию, где имел возможность изучить церковную музыку, историю иезуитов и гностиков. После опыт этой поездки отразился в романе “Крылья” (1906) и стихах про Италию. После возвращения в Петербург у поэта начинается духовный кризис, он решает на пару лет отдалиться от мирской жизни и едет в поволжские монашеские скиты.
В 1901 году Кузмин возращается в Петербург и в 1905 дебютирует в полу-любительском “сборнике стихов и прозы”. Его произведения заинтриговали В. Брусава, и тот пригласил Кузьмина посотрудничать в журнале “Весы”. В 1906 году в этом журне был написан цикл “Александрийские песни” (который, кстати, был задуман Кузминым как цикл песен и романсов). Поэт Н. Волошин очень высоко оценил этот цикл, удивившись только, что поэт, которому удалось соединить в собственном творчестве Александрию и современность, появился “в катастрофической Рф, с лучом элинской радости в собственных гулких песнях и нежно глядит на нас своими страшными большими очами, усталыми от 1000-летий”.
После выхода в свет “Александрийских песен” Кузьмин стал известным. Он посещал “воскресенья” Ф. Сологуба, который был близок к художественным кругам (Дзягилевым, Сомавым, который и написал портрет поэта), что собрались вокруг журнала “Мир искусства”. В 1908 году выходит 1-ый сборник стихов Кузьмина “Сети”.
Слава Кузьмина приобретает гигантскую скандальность через его гомосексуальную ориентацию, о которой он писал в эротических стихах и романе “Крылья”. После выхода этого романа М. Горький именовал поэта “воинствующим циником”. Но у Кузьмина был надежный заступник — А. Блок.
Выступая с поэтическими концертами, Кузьмин нередко использовал музыкальное сопровождение, пел и время от времени играл на гитаре. Многие свои стихи поэт исполнял как романсы.
В редакции журнала “Аполлон” Кузмин познакомился с Н. Гумилевым. Кузмин был одним из неизменных гостей кафе-кабаре “Кочевая собака” — он написал гимн кафе, а в 1913 году отдал для постановки рождественскую мистерию “Вертеп”. Действия, связанные с этим периодом его жизни, писатель обрисовал в романе “Плавающие путешествующие”, 1915.
Во время Первой мировой войны Кузьмин пишет ряд антимилитаристских стихов, через что его даже начинают считать “большевиком”, но после октябрьской революции становится естественным, что Кузьмин — поэт “не ко времени”. В 1920-1930-е годы он, как и многие другие писатели, обязан зарабатывать на жизнь переводами.
Когда поэту был 41 год, он познакомился с литовцем Осипом Юркунасам (который потом возьмет псевдоним Юрий Юркун). Кузьмин сделал из Юркуна литератора, и, невзирая на определенные трудности в отношениях (у Юркуна начинается долгий роман с Ольгой Арбениной-Гильдебрант).
В 30-х годах усугубляется здоровье Кузьмина, он нередко хворает, плохо переносит морозы и мокрую погоду. В конце января 1936 года, уже практически выписавшись из еще одного лазарета, внезапно заболевает гриппом, который приводит к пневмании, и 1 марта в полночь он умирает после последней четырехчасовой беседы с Юркуном.