Menu Close

Ингеборг Бахман

Ингеборг БахманИнгеборг Бахман родилась в 1926 году в городке Клагенфурте, столице австрийской земли Каринтия. Как вспоминала писательница, местопребывание ее родного городка – на границе Австрии, Словении и Италии – существенно воздействовало на ее творчество и миропонимание.

В 1945 – 50-х гг. Ингеборг Бахман изучала философию, психологию, филологию и право в институтах Инсбрука, Граца и Вены.В 1950 году она защитила диссертацию на тему “Критичное восприятие экзистенциальной философии Мартина Хайдегера”. Философская подготовка оказалась очень принципиальной для предстоящего творчества Бахман. Более большой след в произведениях писательницы оставила ее знакомство с философией языка венского лингвиста и философа Людвига Витгенштайна.

В литературу Ингеборг Бахман вошла как лирик, издав в 1950-е годы два сборника стихов: “Отсроченное время” (Die Gestundete Zeit, 1953) и “Призыв к Большой Медведице” (Anrufung des gro?en Baren, 1956). Одна из важных заморочек ее лирики – неувязка тождества собственного “я”. В основе — Бахман употребляет свободные ритмы и кропотливо зашифрованные образы и метафоры. Стихотворная наследство Ингеборг Бахман мало по размеру: 67 отдельных стихов, три стихотворных цикла и “Монолог князя Мышкина” до пантомимы “Кретин”.

50-е годы – это также время работы над радиопьесами “Цикады” (1955) и “Хороший бог из Манхэттена” (1958). Воззвание писательницы к этому жанру был связано с новыми способностями радиопьес: внедрением акустических эффектов, сменой часовых уровней, реальных и надуманных мест, что позволяло более ярко отразить психологические пограничные ситуации.

В 1959-1960 учебном году Бахман читала лекции в институте Франкфурта-на-Майне, которые в предстоящем составили сборник с подзаголовком “Препятствия современной поэзии”.

Воззвание Ингеборг Бахман до прозы произошел в 60-е годы. Сборник “Тридцатый год” (Das drei?igste Jahr, 1961) имеет почти во всем автобиографический нрав. Это семь рассказов-монологов, написанных метафорическим языком, в центре которых – конфликт меж устремлениями человека и несовершенством мира вокруг нас.

Посреди 60-х годов писательница начала работу над циклом романов под общим заглавием “Виды смерти”, который должен был показать современное общество как “арену убийств”, направить внимание на существование латентных форм фашизма в политической и социальной жизни. Первым и единственным романом из этого цикла, дописанным до конца, стал роман “Малина” (Malina), размещенный в 1971 году. Посмертно были написаны кусочки еще 2-ух романов – “Реквием по Фанни Гольдман” и “Книжка Франца”. “Малину” создатель считала увертюрой к этому циклу. У романа очень непростая структура: телефонные дискуссии, письма, истории и т. д. В книжке существует кусочек под заглавием “Тайны принцессы Кагранскай” – уставное представление, построенное на ряде аллюзий к творчеству других писателей, философов, психологов и композиторов.

Последней книжкой Ингеборг Бахман, изданная при ее жизни, стал сборник рассказов “Синхронно” (Simultan, 1972), куда, по словам писательницы, вошло то, что писалось во время работы над романом, но не укладывалось в его рамки. Сборник состоит из 5 рассказов – зарисовок из жизни 5 дам. Героини этих произведений отличаются самостоятельностью, холодностью, они выработали свою стратегию поведения в мире, где правит мужчина.

В 1973 году Ингеборг Бахман погибла от ожогов, которые получила во время пожара в собственной римской квартире.

Ингеборг Бахман – лауреат огромного количества литературных премий: премии “Группы-47” за поэтическое творчество (1953), премии городка Бремена (1954), премии Общества слепых инвалидов войны за радиопьесу “Хороший бог из Манхэттена” (1959), премии Союза германских критиков за сборник рассказов “Тридцатый год” (1961), Бюхнеравской премии (1964), Большой австрийской гос премии (1968), премии имени Антона Вильдганса (1972).

В 1977 году в Клагенфурте учреждена премия имени Ингеборг Бахман для немецких писателей.