Menu Close

Генри Уодсворд Лонгфелло — Биография — актуальный и творческий путь

Генри Уодсворд Лонгфелло - БиографияГЕНРИ УОДСВОРТ ЛОНГФЕЛЛО
(1807-1882)

Литературная жизнь Соединенных Штатов в эру зрелого романтизма зополучило живости, динамики, размаха, каких не знал ранее. Старшее поколение романтиков идет не отошел, а уже появились новые имена: Эмерсон, Готорн, Торо, Лонгфелло, Лоуэлл, Мелвилл, Уитмен, По, Бичер-Стоу и 10-ки других. Неизмеримо возросло количество литературных журналов, что значительно содействовало развитию литературы в стране.

Творчество Генри Водсворта Лонгфелло, южноамериканского поэта, связана с поздним шагом развития романтизма в литературе США. Он известен читателю как создатель известной «Песни о Гайявату» (1855), в какой было воспето знаменитого героя североамериканских краснокожих. Он сделал также «Песню о рабстве» (1842), которая прозвучала протестом против положения негров в Соединенных Штатах.

Лонгфелло родился в семье адвоката, его готовили к юридической карьеры. Но уже в институте он увлекся исследованием новых европейских языков и поэзией. Закончив курс в 1825 году, он сделал путешествие в Европу, где провел три года. Парень слушал лекции в Геттингензкому институте, посетил Италию, Испанию, Францию, Великобританию, Голландию, Швейцарию. После возвращения Лонгфелло начал преподавать зарубежные языки в том же институте, в каком обучался. Около 20 лет (1835 — 1854) Лонгфелло был доктором кафедры европейских языков Гарвардского института, а после чего на сто процентов предназначил себя литературному творчеству. Круг его научно-литературных интересов был довольно широким и различным. Он писал лирические стихи, поэмы, баллады, путные очерки, составлял поэтические антологии, занимался переводами.

В 1855 году Лонгфелло окончил работу над самой трудом собственной жизни «Песней о Гайявату». Эта эпическая поэма сотворена на почве памятников индейского фольклора. Поэт собрал и обработал песни и легенды, которые существовали посреди североамериканских краснокожих, и ведали о жизни, подвигах, борьбе народного героя — знаменитого богатыря Гайявати. Поэт ведает о его расчудесное рождение и его величавое жизнь во имя счастья собственного народа, который стремится идти методом добра и правды. Гайявата — лицо историческое. Он жил в XV веке, происходил из племени ирокезов, потом стал одним из вождей индейского народа. В фольклорных сказаниях Гайявата наделен чертами сказочного героя. Потому и в интерпретации Лонгфелло история Гайявати становится поэтичной легендой, магической сказкой, в какой умопомрачительный вымысел переплетается с народной мудростью. Герой поэмы — личность необыкновенная: создатель наделил его расчудесной силой, недюжинным мозгом и отвагой. Все свои силы он дает на благо собственного народа — в этом и заключается образ чисто народного героя. Гайявата учит краснокожих нужным вещам в их жизни: мастерства охоты и земледелия, он изобретает письменность, открывает потаенны докторского искусства. Он изучает потаенны природы, соображает голоса животных и птиц, умеет слушать шум ветра, журчание реки. Вместе с этим в поэме воспроизведены красивые картины природы Северной Америки, обрисован быт индейских племен, образ их жизни. С большой достоверностью изображены одежку, орудие, декорации, что позволяет воссоздать спектр индейского жизни, почувствовать правдоподобность. Образы героев опоетизованые создателем: это отважный и ласковый Чайбайабос, простодушный и смелый Квазинд, стройная и эластичная Венона, красивая Нокомис. Они все энергичные и отважные люди, которые стремятся к счастью и желают недостижимого. В заключительной части поэмы Гайявата призывает собственных сограждан жить в дружбе с белоснежными и прислушиваться к их мудрейшим советам. Конец песни пронизан настроениями всепрощения.

В первый раз наш читатель сумел познакомиться с образом Гайявати в переводе Бунина, потом его переводили известные поэты А. Майков, К. Бальмонт, К. Чуковский.

1-ая половина 50-х годов составляет верхушку в истории южноамериканского романтизма; романтичный движение занял три десятилетия, а потом пережил полосу глубочайшего упадка, оставив потомкам богатое художественное и философское наследство.