Menu Close

Рецензия: Б.В. Емельянов «Три века русской философии: русская философия ХХ века»

2540585 detail - Рецензия: Б.В. Емельянов «Три века русской философии: русская философия ХХ века»И в столицах, и на окраинах много и охотно пишут о русской философии. Одним из центров её изучения и пропаганды уже давно является Екатеринбург. Любому специалисту знакомы живущие там исследователи — С.В. Аржанухин, автор книги о русских масонах XVIII века, К.Н. Любутин, историк советского периода отечественной мысли, С.П. Пургин, изучающий творчество В. Иванова, М.Б. Хомяков, написавший о безумном Федорове и другие.

Один из екатеринбуржцев, профессор Уральского университета Борис Владимирович Емельянов, составитель известных антологий (например двухтомного сборника «Н.А. Бердяев о русской философии»), библиографических указателей («Русские мыслители второй половины девятнадцатого – начала двадцатого веков.») и автор многих книг (одна из них издана в экзотической Мексике!), в конце минувшего года опубликовал большую монографию о русской мысли ХХ века. Она завершает его трилогию «Три века русской философии».

Представляемая читателю книга идёт под грифом «учебного пособия» и посвящена «ревнителям русской философии» — друзьям и коллегам автора, его аспирантам и студентам.

Книга состоит из двух разделов. В первом рассматриваются «направления, школы, проблемы русской философии двадцатого века». Здесь (называю почти наугад!) мы встречаем такие главы: «Философские общества, журналы, кружки» и где-то рядом «Богоискательство» и «Софиология». «Идеи русского космизма» соседствуют с «Иммортологией». За главой «Марксистская философия» следует другая, интригующе названая «Отечественная философия советского периода». «Евразийство» у автора идёт перед «Русской философией в эмиграции». В этом разделе рассказано также о «философии истории», «философии права», «философии образования» и др. Замыкает раздел глава «Философия и музыка».

Знакомый с историей предмета сразу заметит очевидную вне-«учебную», вне-«методическую» пестроту такого «собранья глав». То же мы видим в разделе «Персоналии». Здесь автор даёт семь очерков — о визионере и духовидце Данииле Андрееве, о ныне прославленном М.М. Бахтине, о коммунисте-рационалисте Николае Бухарине, а, кроме того, о Л.Н. Гумилеве, Н.Н. Рерихе, Г.Г. Шпете и почему-то о социологе Е.В. Де-Роберти. Не очень понятно, по каким соображениям автор отделил их от «направлений», «школ» и «проблем» первой части своей книги. Ведь любой философ — это, скорее всего, участник «направления», иногда «школы» и всегда — «проблемы».

Не будем гадать о потаённом замысле автора. Из прочитанного мы сделаем свой вывод. Он таков: данная книга не есть «учебное пособие» в строгом смысле этого слова. Она является совокупностью относительно самостоятельных научно-популярных очерков, связанных одной идеей — судьбы русской мысли в очень тяжёлом для неё ХХ веке. Обильную информацию об этом мы получаем из главы четырнадцатой, удачно названой «От серебряного века к железному».

Повторюсь. Сейчас вышло множество учебных пособий по русской философии, но даже лучшие из них часто имеют характер научного исследования. Это означает, что материал ещё не пережит авторами настолько, чтобы сделать его простым для восприятия непосвящённых. А вот книга Б.В. Емельянова выигрывает именно в таком качестве — как научно-популярное просветительское издание.

Каждый его очерк, доступно и легко читаемый, вполне достигает своей главной задачи — пробудить интерес и более внимательное отношение к наследию русской мысли. Приятно видеть, что книга аккуратно сделана, а большое количество фотографий русских мыслителей (весьма недурного качества) делают её ещё более привлекательной.

Однако все, что сегодня издаётся не в Москве или Петербурге, имеет два роковых недостатка. Во-первых, эти издания, как правило, малотиражны (книга Емельянова — всего 200 экз.), а, во-вторых, поэтому малоизвестны. Быть может, наш отзыв в какой-то степени смягчит действие второго обстоятельства.