Menu Close

Жан-Жозеф Рабэарывелу

Jean Joseph Rabearivelo - Жан-Жозеф Рабэарывелу
Многие исследователи считают Жана-Жозефа Рабэарывелу первым африканским поэтом-мадэрнистам. Родился он 4 марта 1901 года в Тананарыве (ныне-Туамасина), столицы Мадагаскара. За 5 лет до его рождения Мадагаскар стал французской колонией. Жан-Жозеф был единственным ребенком незамужней дамы, которая происходила из семьи, что оскудели в итоге расторжения французским правительством торговли рабами. В 13 лет мальчугана исключили из института Сен-Мишель за то, что он отказался вступать в религиозный орден. Мало павучыўшыся в средней школе, он бросил обучение и начал работать на самых различных работах, которые могло ему предложить колониальное общества.

В 1924 году он начал работать корректором, и невзирая на то, что 1-ые два года не получал за эту работу средств, он до конца жизни зарабатывал карэктурами. За это издательство выпустило маленькими тиражами несколько книжек Рабэарывелу — для него это было достаточной предпосылкой, чтоб оставаться на этой работе. В 1926 году поэт женился на Мэри Разафитрыма, дочерью фотографа-африканца. В их родилась пятеро деток.

В Тананарыве в 1920-х годах бурно бурлила литературное и журнальчикисцкае жизнь: большая часть литераторов использовали народную язык. Рабэарывелу был одним из первых малагасийских поэтов, который начал писать по- французски. Его 1-ые сборники “Урна с прахом” (La coupe de cendres, 1924), “Леса” (Sylves, 1927), “Тома” (Volumes», 1928) написаны в романтично-академической манере, в какой писали французские поэты ХиХ века. Но позднее в творчестве Рабэарывелу появились черты символизма. Через приверженность поэта к Франции и французского языка многие его сограждане, в особенности традиционалисты, презирали ним — как он третировал своими безграмотными земляками. Не заинтересовывало его творчество и французских торговцев и админов. В дневниках он описывал свой двоякий состояние — состояние человека с романскими разумом и темной кожей. Про эту двойственность свидетельствовало даже его манера одеваться: на европейский костюмчик он набрасывал ламбу, классическую малагасийскую одежку.

Поэт всю жизнь прожил в долгах и даже посиживал за это в кутузке. Его величайшими неуввязками были низкая заработная плата, азартные игры, коллекционирование книжек и тяга к опиума. Он сильно много читал и занимался самообразованием, вложил несколько анталогияў малагасийскай поэзии и помогал с изданием 2-ух литературных сборников, “18 Latitude Sud” и “Capricorne”. До погибели Рабэрывелу было написано только около половины его произведений — стихов, пьес, критичных статей и беллетристики. 22 июня 1937 года поэт, написав несколько прощальных ли100ў, покончил жизнь самоубийством при помощи цианида, точно описав последние моменты собственного существования в “Голубом блокноте” (Calepins Bleu), что насчитывал более 1800 страничек.

Исследователи находят в его произведениях черты как символизма, так и сюрреализма. Все же, все творчество Рабэарывелу внедрена в малагасийским фольклоре и истории. Он был сразу поэтом французским и поэтом малагасийским, но отказался от способности поселиться в Париже. Полное собрание произведений поэта включает семь книжек: “Урна с прахом” (La coupe de cendres, 1924), “Леса” (Sylves, 1927), “Тома” (Volumes», 1928), “Детки Орфея” (Enfants d’Orphee, 1931), “Практически сны” (Presque-Songes, 1934), “Перекладывая ночь” (Traduit de la Nuit», 1935), “имайтсанала” (Imaitsoanala, 1935), “Песни для Абеоны” (Chants pour Abeone, 1936).