Menu Close

Жан Батист Поклен Мольер — Биография — актуальный и творческий путь

Жан Батист Поклен Мольер - БиографияМОЛЬЕР (ЖАН БАТИСТ ПОКЛЕН)
(1622-1673)

Величавый французский драматург, театральный деятель родился в Париже 15 января 1622 года в буржуазной семье и был должен унаследовать профессию собственного отца, придворного обойщика, либо стать юристом, но он решил стать актером. По рассказу Гримаре, первого биографа Мольера, дед часто водил внука к Бургундскому отелю на представления трагедий, трагикомедий, в каких искрометно выступал Бельроз, и можно представить, что очарованый Жан-Батист грезил быть похожим на кумира парижан. Но эта профессия числилась одной из самых бесполезных. Актеры были прокляты церковью, их не разрешали хоронить на кладбище, если перед гибелью они не отказались от собственного занятия. Когда Мольер стал прославленных писателем собственного времени, Французская Академия предложила ему стать академиком, но при условии, что он покинет театральную деятельность. Мольер остался актером и управляющим собственного театра, потому двери Академии для него навечно закрылись.

Испытав свои актерские силы в школьных спектаклях и постановках, он вступил в труппу «Искрометного театра» (1644), но этот театр никак не процветал, все актеры были любителями, а не специалистами. В конце концов он потерпел фиаско, и Поклен, который отвечал за финансирование театра, даже какое-то время посиживал в долговой яме. Актеры решили покинуть Париж в поисках счастья в провинции. Там они пробыли двенадцать лет (1646-1658). Поначалу их поняли суровые беды: они игрались только катастрофы, так как классицисты считали комедии низким жанром, не мог касаться значимых заморочек, ибо реальность в комедиях отображалась очень поверхностно и вызывающе, обширно использовались грубые шуточки, неприличные ситуации. Комедия имела веселить. Аристократический зритель с презрением относился к комедии, а парижская театральная труппа могла рассчитывать на фурор, только покорив аристократов, по другому ей было не видать ни славы, ни средств.

Классицизм с его презрительным отношением к комедиям сдерживал развитие этого жанра. Мольер — тоже класицист по методу отображения реальности, но этот превосходный драматург свободно относился к правил и норм, заявляя, что люди должны быть представлены в комедиях такими, какими они есть, чтоб в действующих лицах можно было узнать современное общество; а если правила классицизма не помогают этому, на их не нужно заострять внимания.

Работая в провинции, Мольер начинает осваивать принципы и приемы комедийных жанров, пишет сценарии для собственной труппы. Труппа отыскала собственный репертуар и собственного зрителя. Актеры достигнули вершин комедийного мастерства, и Мольер в их составе сформировывал собственный талант. Он сыпал шуточками, импровизировал, его легкое заикание давало смешной эффект, а лицо с мощным носом, огромным ртом и густыми бровями сверкали весельем. Через пару лет актер становится во главе театрального общества. Слава о провинциальную комедийную труппу доходит до Парижа. Мольер не только лишь сам на сто процентов отдавался сцене, он стал первым учителем новых принципов сценической игры.

В 1658 году труппа Мольера возвратилась в Париж. Она сыграла перед Людовиком XIV и его двором трагедию Корнеля «Никомед». Опять катастрофа — снова беда. Но Мольер, желая поправить положение, сразу показал свою комедию «Влюбленный доктор» в духе итальянских комедий масок. Фурор был большущим. Повелитель оставил труппу в Париже, дал ей театр Пти-Бурбон, выделил Мольеру пенсион. Первой пьесой для нового театра стала одноактная комедия «Забавные манирницы» (1659). В ней высмеивались провинциалки, которые восторгались прециозною культурой, желали о аристократическое жизнь, отказав своим буржуазным женихом. Комедия имела большой фурор, но аристократки обиделась на Мольера, считая, что он высмеял их. Вправду, Мольер со злобой высмеял намерения знати отгородиться от народа при помощи условной культуры, необычной языка и манер. Неприятели решили отомстить драматургу. Труппу выселили из Пти-Бурбона, а здание театра снесли так стремительно, что в нем погибли декорации и костюмчики. Актеры оказались на улице, но не покинули Мольера, хотя их приглашали в другие театры. Повелитель выделил труппе новые помещения — зала во дворце Пале-Ройяль. В этом помещении Мольер будет работать до конца собственной жизни. Повелитель опекал юный мольеровский театр: из 20 восьми спектаклей половина была в первый раз показана конкретно королю, а многие из комедий были написаны и сыграны по специальному велению короля.
Постановка трагедий, не приносила фуррора труппе, наталкивает Мольера по воззрению переместить моральную проблематику с катастрофы с ее условными древними персонажами на комедию, которая изображает современную жизнь обыденных людей. В первый раз эта мысль была воплощена в комедии «Школа мужей» (1661), прямо за ней была «Школа жен» (1662), в каких драматург поставил делему воспитания. Прославляя свободное человечное воспитание, право человека на брак по любви, Мольер выступил против официальной морали собственного времени. Феодальное общество, церковники, богатые буржуа не могли простить Мольеру нарушение феодальной морали. Но, невзирая на злопыхательство противников, комедия шла с огромным фуррором.

Мольер собственной задачей в творчестве лицезрел кровожадное разоблачение пороков — эгоизма, честолюбия, ханжества и стяжательства, что порождались обществом, основанным на дворянских льготах и собственнических инстинктах. На 1664-1670 годы приходится наивысший расцвет творчества величавого драматурга. Конкретно в это время он делает свои наилучшие комедии: «Тартюф», «Дон Жуан», «Человеканенавистник», «Жадный», «Мещанин-шляхтич». Самая значимая комедия Мольера «Тартюф» имела тяжелую судьбу. Постановка в первый раз свершилась в 1664 году во время потрясающего праздничка, который был устроен владыкой в честь собственной супруги и мамы. Мольер написал сатирическую пьесу, в который обличал «Общество святых даров» — загадочною религиозную учреждение, пробовала подчинить собственной власти все сферы жизни в стране. Королю комедия приглянулась, он боялся усиления власти церковников. Но ко-ролевая-мать Анна Австрийская была глубоко возмущена сатирой, она занималась этим обществом. Церковники добивались, чтоб создателя сожгли на костре за неуважение к церкви. Комедия была запрещена, но Мольер продолжал работать над ней. Художественная форма третьего варианта была совершенной — ее напечатали, ее читают и исполняют на сцене уже более трехсот лет.

Мольер погиб в собственном театре сразу после постановки последней комедии «Надуманный нездоровой» (1673), где он исполнял главную роль. Только после длительных морок его вдовы и личного указания короля Людовика XIV смогли похоронить тело Мольера по христианскому ритуалу, против чего возражала церковь. Мольеровская труппа была указу короля объединенная с труппой Бургундского отеля, в итоге чего появился театр «Комеди Франсез» — «дом Мольера», как его и доныне именуют французы.

Последняя выдающаяся комедия Мольера «Обыватель во дворянстве» (1670) написана в жанре «комедии балета»: по указанию короля в нее были включены турецкие танцы. Мольер сумел, вводя танцевальные сцены в сюжет комедии, сохранить единство ее структуры. Основной закон структуры состоит в том, что комедия нрава появляется на фоне комедии характеров. Носители обычаев — это все герои комедии, кроме головного действующего лица Журдена. Сфера обычаи — традиции, привычки общества. Персонажи способны выразить эту сферу только вкупе (такими являются супруга и дочь Журдена, его слуги, учителя, аристократы Дорант и Доримена, которые имеют цель нажиться за счет обеспеченного буржуа Журдена). Они наделены соответствующими чертами, но не нравом; эти черты комически заостренные, но не нарушают правдоподобия. Журден, в отличие от персонажей комедии характеров, стает как комедийный нрав. Особенности мольеровьких нравов состоят в том, что тенденция, которая была по сути, приходится до таковой степени концентрации, что герой выходит из рамок естественного, разумного порядка. Такими являются Дон Жуан, Альцест, Гарпагон, Тартюф, Аргон — герои в высшей степени добросовестные и бесчестные, страдальцы великодушных страстей и глуповатые. Таким является Журден, буржуа, который решил стать дворянином.

Постановке самой комедии предшествовала увертюра, после этого на сцене появлялись учителя музыки и танцев, они очень довольны, что отыскали для себя обеспеченного покровителя, государя Журдена, благорасположенного к дворянству и светского обхождения. Так сразу, с первых реплик пьесы, определяется ее основная тема. Журден грезит вырваться из ничтожности и стать знатным лицом. Это определяет все его помыслы, желания и деяния, стопроцентно подчиняет его натуру, делается смыслом его жизни. Знаменательным является 1-ый выход государя Журдена: нарядившись так, как одевается знать,- ему уже кажется, что его мечта — мечта буржуа — становится явью. Государь Журден очень охотно заходит в новейшую роль и вправду считает себя достойным этого высочайшего звания. Он поддерживает дружбу с теми людьми, которые близки к царскому двору. Но чем более уверенно ведет себя Журден, то более напыщенным становится, чем далее, тем комичнее смотрится его желание быть аристократом. Что все-таки вызвало «безумие» государя Журдена? А то, что его представление об исключительности дворянства были притворными. И потому сатира рождалась из возмутительного несоответствия суждений о величие и благородство знати и истинной цены господствующего положения. Смеясь над Журденом, который так желает стать аристократом, Мольер сразу хохотал и над тем эталоном, который придумал себе Журден. Но как ни старался дворянстве Журден не быть схожим на себя самого, все таки он оставался таким, каким он был. Занимая графу средства, он считает их до последнего су; ссорясь с портным, служанкой либо супругой, он прибегает к брани и даже драки, забывая про все «великосветские» уроки; изучая науки, он выбирал ту из их, в какой лицезрел практическую необходимость, а перед тоскливым пением отдавал предпочтение обычной песенке. Его жажда дворянства наименее всего была хитрецким расчетом буржуа, лично она становилась искренней мечтой, которая захватила всю натуру Журдена. Это приводит к тому, что почетаемый государь Журден просто вступает в последний, буфонний акт комедии и свободно действует в прихотливом маскараде посвящения в сан «мамамуши». Даром что его лупят палками, зато он достигнул цели. И очень знаменательно, что в этой атмосфере всеобщего веселья раздаются суровые слова, которые откровенно выражают позицию создателя. На вопрос, что ставит Журден Леонту, жениху собственной дочери Люсиль, дворянин он либо нет, Леонт не без гордости отвечает, что он не хочет присваивать для себя дворянское звание и не является дворянином. Он прослужил 6 лет в армии и ощущает себя человеком, которая полезна государству и обществу. Благородство Леонта, по воззрению Мольера, обретенная его образом жизни и деятельности, тогда как поведение изображенных в пьесе аристократов — графа Доранта и маркизы Дорименти — на сто процентов лишили их той благородства, что была дана им от рождения. В общей композиции пьесы ее карнавальный конец был ориентирован на осмеяние зазорной и пошлой страсти к «одворяненнию».