Menu Close

Виткевич Станислав Игнаций

Виткевич Станислав ИгнацийВиткевич Станислав Игнаций (псевдоним – Witkacy) – польский живописец, фотограф, драматург, прозаик, эссеист, философ, теоретик искусства.

Родился в 1885 году в Варшаве в семье писателя и художника Станислава Виткевича и учительницы музыки Марии Пятшкевич.

Образование получал дома, в родительском имении в Закопане, где собиралась тогдашняя творческая интеллигенция. В 1891-1893 гг. Виткевич пишет свои 1-ые картины и драму “Комедии из домашней жизни” (Komedie z zycia rodzinnego).

В 1902 году дебютирует с философскими произведениями по дилемме дуализма и философии Шапэнгаўэра. В 1903 году экстерном кончает Львовскую гимназию, путешествует в Мюнхен и в северную Италию, где возникает ряд пейзажей. В 1905-1909 годах обучается в краковской Академии искусств, куда поступил вопреки отцу, но, разочаровавшись, кидает обучение, после участвует в ряде выставок, путешествует по Европе, в 1912 году посещает психоаналитика, который находит у его комплекс зародыша.

В 1913 году обручается с Ядвигой Янчевской, но в будущем году она кончает жизнь самоубийством. У Виткевича нервный срыв, депрессия, и его друг, узнаваемый антрополог Бронислав Малиновский, приглашает его в этнографическую экспедицию в Океанию (1914). Возвратившись из Австралии, Виткевич служить в королевском войске, идет на Первую мировую войну и, раненый, попадает в запасной батальон в Петербурге, где в то время происходит Октябрьская революция, которая существенно воздействует на миропонимание создателя и которую позднее он переосмыслит в собственных драматических произведениях.

Про этот период жизни Стась – как его называли друзья – не в особенности обожал говорить. Есть мировоззрение, что, чтоб не быть уничтоженным (как королевский офицер) разорванный массой революционеров, Виткевич был должен казаться безумным.

В 1917 г. присоединился к обществу фармиств и участвовал в их выставках. В 1919 издал свою главную философско-эстетическую работу “Новые формы в искусстве и вытекающие оттуда недоразумения” (Nowe formy w malarstwie i wynikajace stad nieporozumienia), где выложил “теорию незапятанной формы”, под воздействием которой позднее сделал свой театр Тадеуш Кантор. В этом же году Виткевич пишет пьесу “Прагматисты” (Pragmatysci, 1919), которая приносит ему известность как драматургу.

В 1920-1921 году пишет еще несколько пьес, две из которых – “Тумар Мазгович” (Tumor Mozgowicz) и “Прагматисты” – ставят в Варшаве и Кракове, обе драмы вызывают полемики посреди критиков, в каких активное роль воспринимает сам.

В следующие годы происходит ряд новых постановок его пьес в разных польских театрах, Виткевич участвует в бессчетных выставках (в Париже, Кракове, Торуни, Варшаве, Львове и др.), активно изучает философские работы, пишет новые искусствоведческие работы, драмы, философские статьи, роман “Прощание с осенью” (Pozegnanie jesieni, 1926).

В 1934 году пишет свою самую известную пьесу “Сапожники”, которая не лучше открывает авторское видение мира с позиций катастрофизма, и философские работы “О понятии предмета” (O pojeciu przedmiotu) и “Манадалогия” (Monadologia). В будущем году получает за литературные заслуги премию “Золотой Лавр” Польской академии литературы.

В июне 1939 года рисует много портретов в имении Аўгустовского под Гродно, в том числе свой последний автопортрет. В конце августа возвращается в Варшаву, а 5 сентября уезжает на восток. В деревне Езеро на украинском Полесье выяснит по радио о вхождении русских войск и 18 сентября 1939 года кончает жизнь самоубийством.

1985 год объявлен ЮНЕСКО годом Виткевича, после этого польские власти решили перезахоронить художника в Закопане, что было совершено в 1988 г. Но, так как место, где он был похоронен на Полесье, не было отлично обозначено, в 1994 г. оказалось, что в Польшу перенесли останки некой юный девушки.