Menu Close

Василь Быков

Василь БыковБелорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д. Бычки на Ушаччине (Витебская область). С юношества увлекался рисованием. В 1939 году закончил 8 классов Кублицкой СШ, поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища. Но осенью 1940 года в связи с ухудшением вещественного положения семьи и отменой муниципальных стипендий обязан был бросить обучение. Поступил в Витебскую школу ФЗО №5, где обучался до мая 1941. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за десятый класс.

В самом начале войны был мобилизован на оборонительные работы. В качестве бойца инженерного батальона строил военные объекты от Гомеля до Воронежа. В зиму 1941-1942 жил в д. Салтыковка и в Аткарске Саратовской области, где обучался в жд школе. Летом 1942 был призван в Красную Армию, закончил Саратовское пехотное училище (из 80 выпускников в войну уцелело только четыре). С 1943 года вел войну на 2-м и 3-м Украинских франтах. Был два раза ранен, лежал в лазаретах. В 1944 родители В. Быкова получили неверное сообщение, что их потомок мужественно погиб в боях около Кировограда (это было засвидетельствовано на обелиске). С действующей армией прошел Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Австрию — старшим лейтенантом, командиром взвода полковой, позже армейской артиллерии. Служил на Украине, в Беларуси, на Дальнем Востоке.

Творческая биография писателя начинается в послевоенные годы. После демобилизации Быков жил в Гродно (с 1947), работал художником в гродненских мастерских, в редакции областной газеты “Гродненская правда” (1947-1949). В 1949-1955 опять служил в Армии. Совсем демобилизовавшись (майор запаса), был литературным сотрудником, литературным консультантом газеты “Гродненская правда” (1956-1972). Член СП СССР с 1959. Выступал как журналист. В областной и республиканской печати начали появляться его зарисовки, фельетоны, очерки. Был избран секретарем Гродненского отделения СП БССР (1972-1978). В 1978-м переехал на неизменное жительство в Минск. С сих пор занимался только творческой работой.

Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Литературной премии имени Я. Коласа (1964, за повесть “3-я ракета”), Гос премии СССР (1974, за повести “Обелиск”, “Дожить до рассвета”), Гос премии БССР имени я. Коласа (1978, за повести “Волчья свора”, “Его батальон”), Ленинской премии (1986, за повесть “Знак беды”). В 1980 получил звание Народного писателя Беларуси.

Бескомпромиссность прозы Быкова нередко становилось предпосылкой нападок русской критики, которая винила писателя в очернению советского строя. Был председателем Белорусского ПЕН-Центра. В 1990 избран президентом Объединения белорусов мира “Бацькаўшчына”. Нападки на Василия Быкова, вновь начавшиеся на родине с 1990-х, и состояние здоровья стали предпосылкой выезда за границу. В декабре 2002 года Василь Быков переехал в Чехию, перед этим пару лет жил в Германии, а ранее в Финляндии. В 2002 опубликовал книжку “Долгая дорога домой”. В Чехии перенес операцию, после ухудшения здоровья возвратился в Беларусь, где и умер. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Ранние рассказы, как и многие поздние произведения Василя Быкова, посвящены событиям войны. 1-ые рассказы были написаны в журнале “Еж” (1947, “Допекло”), газете “Гродненская правда” (1949, “В первом бою”). Но сам Быков свой писательский путь отсчитывает с 1951 года, когда на Курилах, где в то время служил, написал рассказы “Смерть человека” и “Абозник”. Их он прислал на отзыв Н. Лынькову. Невзирая на успешный творческий дебют, Быков не был убежден в том, что литература — его актуальное призвание. С героя рассказа “В первом бою” Николая Бережного начались быковские герои — юные офицеры и бойцы с катастрофической фронтовой судьбой.

Широкая известность пришла к Быкову после публикации повести “3-я ракета” (1961). Тема человека на войне также проходит через повести “Ловушка” (1962), “Альпийская баллада” (1963), “Окаянная высота” (1968). Но в застойные годы официальная критика неприемлемо относилась к бескомпромиссных повестей Быкова о войне. Одно из лучшим его произведений “Мертвым не больно” (1965) увидело свет в то время исключительно в журналах “Молодосць” и “Новый мир” благодаря штатскому мужеству их редакторов П. Панченко и А. Твардовского. Быкова винили, что он не с тех позиций пишет о войне, искажает правду, очерняет геройских русских воинов. По команде основных тогда партийных идеологов были организованы коллективные письма “недовольных” быковским отражением событий войны. Невзирая на то, что многие творческие союзы, издательства “Художественная литература” и его директор Н. Дубенецкий, многие читатели добивались включить “Мертвым не больно” в собрание сочинений Быкова, Н. Суслов, а после М. Зимянин отдали приказ никогда ее не печатать и любые дискуссии о издание приостановит, хотя в почти всех странах это произведение уже тогда вышел отдельной книжкой. Общественная идея одолела: повесть была включена в 4-й том собрания сочинений писателя.

В 1970-е годы Быков продолжает цикл повестей на военную тему: “Сотников” (1970), “Обелиск” (1971), “Дожить до рассвета” (1972), “Волчья свора” (1974), “Его батальон” (1975). В партизанском цикле повестей (“Круглянский мост” (1968), “Пойти и не вернуться” (1978), “Знак беды” (1982) с особенной силой проявилась неувязка катастрофического, исконная тема выбора в сложных критериях оккупированной местности и партизанской борьбы против фашистов. Более остро показал писатель и действия коллективизации, к которым в первый раз обратился в повести “Знак беды”, эту же тему писатель продолжает изучить и в повести “Облава”.

Переосмысление прошедшего стала основным направлением, по которому двигалась быковская идея в 1980-е. Писатель переосмысливает и приметно уточняет почти все из того, что уверенно утверждал в собственных произведениях. В романе “Карьер” (1985) соединены современность и война. Непростая судьба человека в критериях оккупации писатель указывает в повести “В тумане” (1988). “Облава” (1989) имеет реальную актуальную базу. Быков акцентирует внимание на зловеще-разрушительной сущности времени и гласит про катастрафизм духовного бытия в целом.

В 1990-е В. Быков опять обращается к рассказу: “На темных вырубках”, “Бедные люди”, “Желтый песок”, “Зенитчица”, “Военачальник”, “Политрук Коломиец”, “Подаренную жизнь”. Повесть “Полюби меня, солдатик” (1996) тематически связана с циклом “военных” рассказов. Повесть “Волчья яма” (1999) ведает о жизни в чернобыльской зоне. Очень сложные реалии военной реальности встают в повести «Болото» (2001).

По произведениям Быкова снят ряд художественных кинофильмов: “3-я ракета” (1963), “Альпийская баллада” (1966), “Дожить до рассвета” (1975), “Волчья свора” (1976), “Обелиск” (1977), “Восхождение” (1977, по “Сотникова”), “Знак беды” (1985) и др.