Menu Close

Триумф африканской культуры — Воле Шойинка

Триумф африканской культуры - Воле Шойинка16 октября 1986 года в Стокгольме в 13 часов по местному времени секретарь Шведской академии Ларс Юленстэн торжественно объявил имя лауреата Нобелевской премии в области литературы за 1986 год. Этому огромному действию в мировой литературной жизни предшествовали, как обычно, бессчетные прогнозы и спекуляции в прессе. Кто же претендовал на эту, пожалуй, одну из самых популярных в мире литературную заслугу?

Посреди кандидатов называлась французская писательница Маргерит Юрсенар. Кстати, начиная с 1901 года среди 82 лауреатов премии было только 6 дам. Никогда за историю существования премии не награждали представителя Африки, и предполагалось, что в конце концов эта традиция нарушится — в перечнях претендентов были нигерийцы Чинуа Ачебе и Воле Шойинка, сенегальский писатель Леопольд Седар Сенгор, также представители ПАР — Надин Гордимер, Эндрю Бринк и Брейтен Брейтенбах.

И вот выбор Академии объявлен — лауреатом стал нигерийский драматург, романист, поэт и литературный критик Воле Шойинка. Таким образом, в первый раз премия досталась африканцу, представителю темной расы. По официальной мотивации Академии, премия присуждена “за его творчество, которое разворачивает в широкой культурной перспективе, обогащенной поэтическим звучанием, драматический спектакль людского существования”.

В. Шойинка, который номинировался на Нобелевскую премию начиная с 1974 года, считается критиками броским представителем современной африканской культуры, крупнейшим английским писателем Африки. Родился Ўоле Шоинка (полное имя — Акинванде Воле Бабатунде Шойинка) 13 июня 1934 года в городке Абеокута на юго-западе Нигерии в буржуазной семье. Там, в живой этнокультурной стихии народа яруба, прошло его детство. В 1952 году он поступил в институт в ибадане, городке на юго-западе Нигерии, среда зарождения государственной нигерийской интеллигенции. Через два года он переезжает в Англию и обучаться (1954-1957) в институте в Лидсе на отделении британской филологии, где позднее получает степень доктора. Увлекается театральным искусством и, переселившись в 1957 году в Лондон, работает в одном столичном драматическом театре. В 1960 году, получив стипендию Рокфеллера, возврощается в Нигерию, чтоб учить африканское драматическое искусство.

Преподает драматургию в нескольких нигерийских институтах, основывает театральную труппу “Маски”. Во время штатской войны 1967-1970 гг. ведет активную политическую деятельность, выступает в печати со статьями, где призывает к национальному примирению. В 1967 году инкриминируется в сотрудничестве с повстанцами Бияфры и проводит 22 месяца в тюрьме как политзаключенный. В 1969 году выходит из тюрьмы, работает директором драматической школы при ибаданском институте, где ведет курс театрального искусства, после редактирует журнал, что выходит в Аккре (Гана). С 1975 года доктор литературоведения в институте в ифэ. Читал лекции в Кембридже, Шеффилде, Ейле. В 1985 году избран президентом Интернационального института театра при ЮНЕСКО (с тех пор живет в Париже). 3 сентября 1986 года — член Американской академии искусств и литературы. В. Шойинка — зачинатель сотворения Союза писателей африканских народов.

Творчество В. Шойинки определяется многообразием. Более он известен как выдающийся драматург. Его пьесы открыли миру творчество Африки. Выступает он и в других литературных жанрах — в его наследстве рядом с 2-мя десятками пьес еще есть три романа, три поэтических сборника, книжка эссеистики и литературной критики, три киносценария. Свой творческий путь В. Шойинка начал в Лондоне, где написал и поставил свои 1-ые пьесы. В этих пьесах звучит протест против отжившего актуального вида, сатирически изображается столкновение старой и новейшей Африки, высмеивается слепое наследование западной цивилизации. В последующих пьесах — в сатирическо-гротескной форме критикуются нехорошие явления в нигерийском обществе. В первом собственном романе “Интерпретаторы” (1965). Шойинка обличает коррупцию в чиновничьем аппарате, критикует последние формы африканского национализма, выступает против всего того, что в конце концов привело к кровавым стычкам конца 1960-х годов. В заключении (1967-1969), своровав у тюремного доктора карандаш, Шойинка пишет стихи, также свою самую острую и болезненную книжку — роман-дневник “Человек погиб” (вышла в Нью-Йорке в 1972 году). Книжку составили размышления о войне и человеческое достоинство, беседы с заключенными и охранниками, записи допросов. “Человек погибает всякий раз, когда кто-то из нас смолчит перед деспотом”, — так звучит основная идея, высказанная создателем в этой книжке. После освобождения создатель продолжает литературную деятельность.

Ўоле Шойинка черпает вдохновение в богатых традициях африканского народного театрального искусства с присущим ему переплетением танца, музыки и действа. В его произведениях находит отражение религиозная мифология народа яруба. Совместно с тем, получив высшее образование в Европе, писатель присоединился к культурным достижениям европейской цивилизации, что имело воздействие на его творчество, сначала поэтическую. В. Шойинка отлично знает западную литературу и узнаваемый как создатель. Все это привело к тому, что в собственных произведениях В. Шойинка соединяет извечную африканскую культуру и современность, обрисовывает бесчинство, что появляется, когда духи проотцов, лесные боги и бесы сталкиваются с жизнью современных людей, с политикой, бюрократией, техникой, средствами массовой информации. Он осуждает Запад за бездумный материализм, а собственных африканских земляков — за варварства и коррупцию. Таким образом, как живописец он оказался на ничьей земле, меж 2-мя культурами.

Невзирая на мировое признание и популярность, рецепция творчества Шойинка на его родине до самого ближайшего времени выделялась осторожностью.
На протяжении последних 10 лет нигерийская критика последнего поколения литераторов выдвигала Шойинка обвинения в том, что он не держится “революционной полосы марксистской эстетики” в собственном творчестве, что он “недостаточно левый”. В ответ писатель защищает права на свободу творчества, не ограниченное идейными рамками.

Как ранее говорилось, Воле Шойинка пишет по-английски (а стихи — и на языке яруба). Он разъясняет это тем, что “Нигерия — многоязычная страна, и британский язык стал одним из частей государственной общности, как в других странах-колониях португальский либо французский”. Язык произведений Шойинки высоко оценивается критиками, ему присущи стилистическая насыщенность и достояние словаря. С собственной склонностью к философским размышлениям и с языком, стилистический спектр которой простирается от сленга огромных нигерийских городов к британской барочной поэзии, Воле Шойинка не имеет соперников на африканской литературной сцене.

В одном из собственных первых интервью сходу после оглашения приговора Шведской академии В. Шойинка произнес, что это исторический жест, воззвание к тому региону мира, который всегда обходили вниманием. Присуждение этой премии — это признание африканского творческого гения, на который много веков смотрели как на что-то экзотичное, что стоит вне рамок мировой культуры. Писатель отметил, что его премия — заслуга всей африканской литературы, всей африканской культурной традиции, наследником и представителем которой он является.