Menu Close

Томас Манн — Биография — актуальный и творческий путь

Томас Манн - БиографияТОМАС МАНН
(1875-1955)

Мировую литературу XX века нереально представить без великого германского писателя Томаса Манна. Его наилучшие романы и новеллы принадлежат к высшим художественным достижениям.

Критики, отмечая недостаточную социальную значимость его произведений, писали, к примеру, что в большинстве собственных романов («Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус») Томас Манн остается в кругу культурно-исторических и психических заморочек.

К философским и эстетическим спорам, которые ведут его герои, писатель стремится предоставить эпический размах, не глядя на то, что судьба истории формируется не тут, не в этом узеньком мире, где люди не действуют, а рассуждают. Но писатель от всей души и честно желает разобраться в том, что происходит, он мучительно отыскивает ответы на актуальные вопросы современности и сначала на вопрос о судьбах культуры. В этом ценность его творческих поисков».

Томас Манн на такие критичные замечания отвечал: «Социальная — моя слабенькая сторона — я это знаю. Знаю я также, что это противоречит художественному жанру романа, что просит общественного… Метафизическое для меня несоизмеримо важнее… ведь роман об обществе сам собой становится соц…». Метафизикой при всем этом писатель называл анализ духовных отношений и духовных свойств людей. Так что его романы не были соц. в смысле критичного реализма либо социалистического реализма, но они были соц. на самом деле — так они изучили глубинные дела людей в этом мире.

Томас Манн вошел в литературу в те времена, когда в ней преобладал декадентский стиль, когда существенное место заняла антигуманистическая проповедь Ницше, когда воспевали погибель, держали ориентацию на реализм и выдвигали на 1-ый план «незапятнанное искусство». Самым модным словом было «модерн», другими словами — современный, новый.

Многие живописцы уходили от жизни в этот мир передового искусства и гибли навечно для искусства искреннего, глубочайшего и нескончаемого. Надо было иметь талант довольно мужественный, чтоб не соблазниться, не утратить собственного пристального художественного зрения реальной реальности. Томас Манн таким талантом обладал. К тому же в его становлении как известного писателя ему посодействовала величавая русская литература. Он исследовал опыт Гончарова, Тургенева, Л.Толстого.

Томас Манн родился 6 июня 1875 года в бюргерской семье. Популярность принес ему уже 1-ый роман «Будденброки» (т. 1-2, 1901) — большое повествование о судьбе 4-х поколений патрицианского рода. Подзаголовок романа — «Упадок одной семьи» — осмысляется как проявление неких общих биологически-метафизических закономерностей, но имеет и социальную характеристику: несопоставимость духовно утонченных людей с грубой, брутальной реальностью Германии, которая вступала в эру империализма. В более широком плане «Будденброки» говорят про общий упадок буржуазного общества, пронизанный чувством исчерпанности прежних форм жизни. В «Будденброках» ярко проявилось своеобразие Манна-художника: неторопливость и детализированность описаний, сочетание остро аналитического и ироничного начала с чувственной теплотой. В романе приметно воздействие германских реалистов XIX века, скандинавских и французских писателей, также воздействие русской литературы (Л. Толстого).

Критики отмечают особенный смысл, вложенный писателем в понятие «бюргерство». Томас Манн много писал про великую бюргерскую культуру, говорил, что сейчас в особенности негативно на нее оказывает влияние массовая культура Америки. Эру империализма он называл эрой кризиса бюргерства. В контексте произведений писателя слово «бюргерство» очень близко по значению к словам «благородство» и «интеллигентности». Писатель считал, что русская литература пристально анализирует внутреннюю интеллигентность, человеческое благородство.

Самым броским представителем бюргерской культуры Манн считал Гёте. Бюргерство порождается, по воззрению Манна, определенными подходящими историческими и даже бытовыми моментами, но сила его такая, что негативными обстоятельствами оно не уничтожается, только могут пропасть совместно с смертью населения земли.

Стихия бюргерства была всепоглощающей людской и писательской страстью Томаса Манна. Его энтузиазм к психоанализу, романтизму, даже к искусству и музыке, были личными моментами на фоне его служения бюргерству.

Бюргерство — основная тема его творчества. И если иногда в его творчестве бюргер и живописец вступали меж собой в конфликт, конечная правда для Томаса Манна была на стороне бюргера, истинной интеллигентности. Конкретно в тот год, когда юный создатель писал свои 1-ые новеллы (1894), он познакомился с произведениями Ницше, и знакомство это оказалось очень принципиальным и в общем для его духовного развития, и именно для темы и стиля ранних его новелл. Чем завлекала юношу философия Ницше? Протестуя против лживой морали буржуазного общества и против немощного, лишенного значимых мыслях декадентского искусства, она сама была махровым цветком декаданса, ядовитым, как показал опыт двадцатого века, цветком, была лишена положительной целостной идеи, называя правду, справедливость всего только утешительными иллюзиями населения земли, имела единственное оправдание для жизни, которое не признает морали и является свирепым, в общем, представляла собой явление эстетическое. Чем завлекала философия Ницше? Протестом, но не только лишь этим. Человеку, который увидел на примере собственной семьи, что цепь бюргерских добродетелей не такая уж и неуязвимая, импонировала решительность, с которой эта философия противопоставляла мораль и жизнь. А не считая того, для юноши, уже, судя из его первых новелл, который столкнулся с беспощадностью жизни в сфере, занимает в сознании людей его возраста в особенности огромное место, откровением было конкретно это убеждено противопоставление нравственности идеи высшего, кровожадной «правоты бытия». Но любовь юного Томаса Манна к философии Ницше была, при всей ее проницательности, любви без доверия.

К наилучшим произведениям Томаса Манна относятся новеллы «Тристан» (1903), «Тонио Крегер» (1903) и др., в каких с большой психической глубиной обрисованы отношения людей искусства с миром буржуазной практики, в их смешивается драматичность с проникновенной лиричностью. Приступая к работе над рассказом «Погибель в Венеции» в 1911 году, создатель ещё не знал, что оно будет итоговой оценкой нового, глубочайшего анализа заморочек. В 1924 году вышел роман Томаса Манна «Магическая гора», в нем представлена картина идеологической жизни буржуазного общества в канун Первой мировой войны 1914-1918 годов.

Во 2-ой половине 20-х годов Манн интенсивно выступает как критик и публицист. Преодолев ограниченные взоры, высказанные в книжке «Рассуждения аполитичного», он борется против возрастающей угрозы гитлеризма (статьи «Германский язык. Воззвание к разуму», 1930). Антифашистскими мыслями проникнута новелла «Марио и волшебник», 1930), также историческая тетралогия на библейскую тему — «Иосиф и его братья».

Тетралогия «Иосиф и его братья» (1933-1943) состоит из самостоятельных романов «История Иакова», «Молодость Иосифа», «Иосиф в Египте» и «Иосиф-кормилец». Не считая того, этим романам предшествует вступление создателя «Адский путь», который коротко излагает историко-мифологические и философские концепции книжки.

Манн говорил, что в этой тетралогии он стремился показать красочный, иллюзорно-пластический мир древности. Работу над этими романами он именовал «дерзкой игрой». При помощи арсенала художественных средств Манн решил воскресить древность, основываясь на легендах, мифах, песнях и сказаниях. Для этого писатель в 1930 году отправился в Палестину и Египет, места, что собирался обрисовать. Переход к широкому изображению исторической и современной реальности и выдвижение масштабных, репрезентативных героев позволили создателю более конкретно и много выразить самое существенное проблематику эры.

С 1933-го года, после прихода к власти нацистов, Томас Манн жил в эмиграции в Швейцарии, с 1938-го в США. Гуманистические заветы традиционной германской литературы, противопоставлены фашистскому варварству, утверждаются в романе о И. В. Гёте «Лотта в Веймаре» (1939) — итоговые долголетних раздумий Манна над творчеством Гёте. В романе глубоко трактуется соотношение между искусством и реальностью, между превосходным художником и окружающей средой.

В 1943 году он начал работу над романом «Доктор Фаустус» (1947) — самым значимым произведением последнего периода. Это роман о духовных истоках всего отсталого и обскурантистского, что привели к появлению германского фашизма.

Для Германии этот роман имеет особенное значение, в нем Манн указывает духовную несостоятельность интеллигенции, которая загнивает, воздействие мыслях Шопенгауэра, Ницше, Фрейда. Главный герой романа, германский композитор Адриан Леверкюн, который был носителем этих пороков западной интеллигенции, обрекает себя на духовную опустошенность, творческое бессилие и апатию.

Манн считает, что конкретно интеллигенция несет ответственность за трагические действия XX века. В романе ощущается сильное воздействие Ф. М. Достоевского.

Последние годы жизни Манн провел в Швейцарии, в Цюрихе. В 1955 году, во время Шиллеровських юбилейных торжеств, он выступал с речами в ГДР и ФРГ. 80-летие писателя в июне 1955 года отмечалось во всем мире. Умер писатель 12 августа 1955 года в Цюрихе.

Писательское наследство Манна остается в центре мировой литературной жизни. Он классик романа XX века, который смог расширить рамки жанра и насытить его новым социально-философским содержанием. Используя классические формы романа, Томас Манн углублял и превращал их. Он придал повествованию особенность гармонической полифонии, синтезируя авторскую речь и речь персонажей, современность и прошедшее, различные слои реальности, разные формы ее восприятия, в конце концов, конкретность изображения и философскую глубину проблематики. Конкретно его произведения были восприняты многими германскими писателями XX века и даже целыми поколениями писателей за некую точку отсчета, за пример, признавался ли отрицался, за основную данность, в сопоставлении с которой яснее становилась цель и направление собственного творчества.