Menu Close

Стивен Кинг: Доктор сон

Стивен Кинг как Пугачева - Любит уйти, чтоб позже возвратиться!Стивен Кинг как Пугачева — Любит уйти, чтоб позже возвратиться!

Стивен Кинг — всемирно узнаваемый южноамериканский писатель, который в отличие от многих западных романистов, получил статус классика ещё при жизни. И хотя бессчетные произведения государя Кинга написаны совсем в различных жанрах — от фантастики и мистики до детективов, которые иногда освещают ту либо иную сторону мужской либо женской психологии — свою славу создатель получил благодаря романам ужасов, что и стало клеймом всей его жизни, ибо каких бы суровых тем и вопросов не касался писатель в новых произведениях, для бессчетных поклонников он всегда будет рассказчиком страшных историй и приключений.

Как будто чувствуя для себя упомянутый пресс и желание угодить публике, С. Кинг выпускает в свет произведения-клише почаще, чем того хотелось бы. И что самое увлекательное — самое ужасное — с 1-го раза прозаик решил незначительно удлинить истории, которые уже давно стали классикой. Фанаты сразу усвоят, что идет речь о дополнении цикла «Темная башня» (роман «Ветер через замочную скважину», который считается продолжением «Колдуна и сферы») и продолжение романа «Сияние». И конкретно к последнему я сходу желаю прикоснуться.

В 2008 году король Кинг сказал о прекращении писательской деятельности. Это была далеко не 1-е обещания создателя сойти с литературной сцены. Они временами стали появляться после публикации романа «Противостояние», и по словам самого прозаика главной предпосылкой стало то, что большая часть его приверженцев считали, как будто написав это произведение, С. Кинг может благополучно скончаться, ведь это работа которую он навряд ли когда-нибудь затмит. Но не так случилось, как думалось, и после собственного первого «побега», создатель, практически как обозначенная в заглавии статьи певица, возвратился с многими более увлекательными книжками, в коих, к большенному огорчению, достаточно часто вырисовывается одна и та же сюжетная схема. И вот, много лет тому, писатель на весь мир заявил о том, что последний роман из цикла «Темная башня» станет окончательным произведением в его карьере. Ну и работает он над ним для того, чтоб не оставлять для себя творческих дыр. Фанаты, естественно, не на шуточку перепугались, но большая часть критиков только и произнесли: «Знаем, плавали».

С тех пор прошло 6 лет, а полки книжных магазинов продолжают пополняться новыми романами создателя так, будто бы этого заявления вовсе не было. Итак, критики, как и «Постоянный Читатель», который следит за творчеством писателя не один десяток лет, были правы — он ушёл, чтоб позже возвратиться!

Информацию о том, что Кинг садится за работу над продолжением романа «Сияние», который успел стать классикой американской прозы, фанаты его творчества повстречали с откровенной прохладцей. Естественно, это не отменяет энтузиазма публики и ажиотажа вокруг произведения, и в то же время некие книжники — и я один из их — начали задаваться вопросом: нужно ли продолжать роман в каком давно поставлена точка? Ответом на этот вопрос для меня стала данная книжка.

Историю про заснеженный отель и его жителей я в первый раз пережил более 15 лет назад. Это было произведение, который познакомило меня с творчеством государя С. Кинга, и он произвел на меня огромное воспоминание. И вот сходу, перевернув последние странички книжки, где изложена биография подростка-алкоголика, а позже и супруга, который помогает старым людям умереть, на имя Дэниэл Торренс, я сообразил, что касаться этой истории было нельзя. Создатель просто мог бы написать этот роман, не используя в нем узнаваемых неизменным читателям имен и заглавий, адресов и мемуаров. Благодаря этому у него вышла бы хорошая, хоть и достаточно обычная для творчества Кинга уже упомянутая история-клише, никак не связаная с местом, где стоял покойный «Оверлук» и его призраки. Но, непонятно по какой причине, писатель решил, что продолжение его романа будет более, чем уместным. И по моему личному воззрению он в данном деле проиграл.

Чтоб привлечь к роману как можно больше внимания, в самом начале С. Кинг использовал все козыри, которыми играл в «Сиянии». Тут вам и возвращение страшной на те времена дамы, которая покончила с собой в «Оверлуковом» номере 217. А еще умершие мафиози, так же не желают отвязываться от очень очень в плане сияния малыша, и алкоголизм главного героя, через который он стремительно и неумолимо портит не только лишь свою судьбу, да и жизнь близких людей. Счастливый конец, по-настоящему южноамериканский хэппи энд, так отлично прорисован писателем в конце «Сияния», тает по мере того, как читатель знакомится с взрослением мальчугана Дэнни, мама которого — Венди Торренс — низкая красотка с симпатичным состоянием, после погибели супруга осталась одиночкой, а учитель из дел сияние шеф-повар Дик Хэллоран покидает мир с идеями о том, что юноша вырастает неизлечимым пьяницей, типа яблоко от яблони и тому подобное.

Новенькая история Дэнни Торренса начинается с его внутренних адских мук и самообвинений по поводу смерти малёханького мальчугана, с юной мамой которого они оставили в барах все заработки. Ограбив с утра спящую даму и оставив на произвол судьбы её голодного, с переполненным памперсом отпрыска, парень удирает от х, а потом, благодаря сновидением, которым Кинг всегда уделяет много внимания, он выяснит о смерти малыша и про суицид мамы. Это станет его личным проклятием, которое приходит к парню каждую ночь, и от того Дэн Торренс обязан пить ещё болеше, чтоб засыпать и созидать сны про утопленницу и ее малёханького сыночка с проломленной неадекватным братом любовницы головой.

Упомянутый случай преобразуется в кармический долг Дэниела и с 1-го раза юноша выяснит то, что его нужно оплатить, а конкретно посодействовать девчёнке Абри, которая имеет невиданный уровень сияния, и спасти её от племени упырей, что в отличие от собственных литературных родственников, питаются не кровью, а так именуемым «духом». Другими словами сияние, которое эти существа вымучивают из особенных, как и сам Дэнни Торренс людей. Благодаря неописуемой силе Абра Стоун стала очевидцем такого питания и с того времени клан вампиров держал её на мушке. Они желали перевоплотить девчонку в дойную корову, «молоком» которой сумеют питаться много лет по порядку. И вот задачка Дэна Торренса состоит в сохранении жизни девчонки. Как её сохранить? Естественно, убить клан монстров, что шастают по Америке в больших авто-домах и отыскивают, где бы им поживиться. Это единственный выход.

В общем, роман писателя ничем не отличается от прошлых книжек. Это отлично написанная история, благодаря которой можно изучить карту американских дорог и углубить свои познания в искусстве самоунижения, которое присуще персонажам Кинга. Как я и писал, если б это был новый и независящий от старого произведения роман, всё было бы в порядке. Но читая рассказ, я всегда возвращался к тому, что всё-таки слежу за сюжетом, начало которого было положено за 6 лет до моего рождения. Что касается технической стороны книжки, тут, фактически как и всегда, у Кинга всё в порядке: карты, детализация, поиски и выводы. А вот по поводу идеи и сюжета, всё ясно как божий день. Вот поэтому вся история, как и её окончания, уж очень прогнозируема. Но жалко ещё больше, чем ситуация в «11.22.63.», окончательную развязку которую знает каждый, кто более-менее знаком с историей США. В связи с этим у меня появляется вопрос: если подобные грехи можно простить начинающему создателю, то можно ли прощать их тому, кого читатели со всего мира много лет по порядку считают королем? Как вы думаете?

Хоть осуждаите роман «Доктор сон», на его коммерческий фуррор это не воздействует никаким образом, ведь очень многих читателей интересует как конкретно сложилась жизнь героев «Сияния» после того, как писатель поставил в рукописи последнюю точку. Жажда продолжения — это огромное и безудержное желание заглянуть за кулисы после того, как спектакль завершился и актеры ушли со сцены. Но опытнейший читатель не должен забывать, что жизнь героя на сцене и жизнь актера вне её, это большая разница, и потому созидать её не следует, в особенности тем, кому спектакль пришёлся по вкусу. В случае с романом «Сияние», я отношусь как раз к тем лицам, которым не стоит знать, чем живут те либо другие персонажи после окончания основной истории. А вот нужно ли это знать вам, решайте сами.