Menu Close

Спасти «Скифа»: роман — Андрей Кокотюха

Спасти «Скифа»: роман - Андрей КокотюхаПисать про Вторую мировую войну для современного создателя означает сознательно идти на риск. Её полная и правдивая история с большинства точек зрения до сего времени отсутствует. Зато война опутана идейными спекуляциями и легендами, которые создавались в советское время и продолжают создаваться разными публичными группами. Писателю придется пройти между прохладной официальной пропагандой и жаркой устной историей, из противоречивых показаний свидетелей. Он обязан будет прокладывать свой путь, невзирая на огромное количество литературных и художественных зрелищ войны.

В своих романах «Найти и уничтожить» , 2013 г. и «Спасти «Скифа» 2012 г.  Андрей Кокотюха не побоялся проблем и сделал удачную попытку вложить драматические действия ХХ века в формат военно-приключенческого жанра. Не уклоняясь от политических оценок, беллетрист сдвинул фокус изображения на судьбу отдельного человека, заброшенного в водоворот войны, во время кровавого противоборства тоталитарных режимов Гитлера и Сталина. Эти произведения — о выживании человека в экстремальных обстоятельствах, о моральном выборе, о преданности и предательстве, чести и бесчестьи.

Перед тем, как углубиться в их художественный мир, желаю напомнить строчную правду. Стоит держать в голове, что исторический роман не выдает себе за документ либо научную студию. Аспект достоверности изображенного не должн быть главным в оценках историко-приключенческой беллетристики. Да, мы не ставим в вину расхождение с фактами с «Айвенго». Тщательная работа в архивах, консультации с исследователями, интервью со очевидцами событий — к чести каждого создателя, который пишет о прошедшем. Но, реконструируя историческую эру, писатель сохраняет полное право на вымысел и домысел. Критиков должна сначала заинтересовывать литературное качество произведения, авторская художественная концепция.

«Найти и уничтожить» и «Спасти «Скифа» сделаны по «формулам» массовой культуры. Интересная интрига опирается на качественный синтез различных жанров. Читатель увидит элементы авантюрного и исторического в романах, вкрапления шпионской истории, боевика и вестерна. Общие в обоих текстах описан периодов и локаций. Итак представляем: 2-ая мировая война, весна-лето 1943 года, слобожанские земли — Сумщина, Харьковщина, курская область, расчерченные зигзагообразной и подвижной линией фронта. Территория, переходить из рук в руки, от германцев до красноармейцев. Соответственно — набор действующих лиц: русские бойцы, партизаны и подпольщики, германские офицеры, полицаи, мирное население.

В каждом из романов история начинается с неверного обвинения героев-красноармейцев в измене Родине. Рядовой Роман Дробот имел неосторожность взять под колебание победную мощь русской армии. Его арестовали по доносу и выслали в Личный отдел фронта под конвоем лейтенанта Дерябина. Совместно они попадут под удар германской авиации, а потом, чудом спасшись, в лагерь военнопленных в районе Ахтырки. Отсюда три пути: голодная смерть, расстрел либо побег к своим, которые считают парня военным правонарушителем («Найти и уничтожить»).

Судьба Толика лазутчика, старшего лейтенанта Павла Гайдука, сложилась в точности, как у героя песни Владимира Высоцкого: «Судьба моя лихая давно наперекос, — // Однажды языка я добыл, да не донес. // И особист Суэтин, неутомимый наш, // Еще тогда приметил и взял на карандаш». Командир разведроты Миша Сотник, вступившись за арестованного бойца, обвинен в нападении на особиста Алферова. Сотника и Гайдука уволят временно только для того, чтоб отправить за линию фронта вкупе с 2-мя товарищами, у каких также нечистая анкета: с русским германцем Вилли Вольфом и старшим сержантом Максимом Чубаровым, бывшим рецидивистом по кличке «Ваня Курский».

Направьте внимание: уволят, чтоб отправить на верную смерть, ибо четырем лазутчикам придется разыскать в оккупированном Харькове агента по кличке «Скиф», который захватил и держит в плену майора Крюгера, управляющего агентурного отдела Генштаба, носителя ценной инфы. Имеем очевидный случай «mission impossible», нужный для жанра военных приключений. Возвращение живыми из этой задачки, что неописуемо комфортно, не гарантирует ни жизни, ни свободы («Спасти «Скифа»).

Почему создатель избрал героями лиц, по тогдашним меркам, политически неблагонадежных? Не для того ли, чтоб дать им возможность кровью смыть с себе подозрения и этим обосновать преданность присяге?

Но современный писатель говорить со своим читателем о другом. А конкретно — о безнаказанности особистов, которые могли «пришить» измену каждому, кто им не нравился либо вызывал мельчайшее подозрение. Как будто опьяневшие от собственного всевластия, Дерябин и Алферов с яростью инквизиторов отыскивают шпионов и возможных дезертиров посреди рядовых и командиров Красноватой Армии. В сверхсложной фронтовой ситуации последние обязаны вести войну, опасливо оглядываясь на прислужников Берии. В 3-ий раз в художественной прозе, после «Красного» и «Тайного источника», Андрей Кокотюха клеймит карательно-репрессивную суть советской власти, её однообразные с фашистами способы работы. Внимание читателя привлекут сладкоречивые детали: как комфортно управляющий харьковского гестапо Гюнтер Хойке усаживается в кресле, что оставил ему предшественник — начальник управления НКВД («Спасти «Скифа»); как одно и то же зарешеченное помещение в поселке Хомутовка используется для содержания заключенных и советской, и германской властью («Найти и уничтожить»).

Романы Андрея Кокотюхи в очередной раз подтвердят, что партийно-государственная машина СССР держалась на доносительстве. Она лишала человека права сохранить достоинство: «Я родился в стране, которая не оставляет выбора. Точнее, этот выбор есть, только он маленький: жить, не помня себя, либо умереть», — так определяет это осознание русский германец Вилли Вольф. Конкретно коммунистическая система порождает тип гражданина, который не работает, а «горбатиться» на владельца. Изменяется власть — и этот человечек просто перекрашивается, опять прислуживает и пресмыкается.

Как выжить обыкновенному человеку на войне? Этот вопрос является центральным в обоих произведениях.

Какую стоимость придется заплатить за неё? В романе «Найти и уничтожить» мы встретим персонажей-антиподов: «профессорского сынка» Романа Дробота и воспитанника детдома для «юных спартаковцев» Николая Дерябина. Их актуальные истории переплетаются необычным образом: арестован и конвоирован, двое пленных в лагере партизан и фашистский диверсант. Для первого война стала школой мужества, для второго — временем нравственного падения, деградации до зверского состояния. Выбор положительного героя мотивирует и точку зрения, и тональность повествования.

Добавлю, что тема героя, всем чужого на войне, отсылает к произведению Ивана Багряного «Человек бежит над пропастью». Его центральный персонаж Максим Колот скитается в «апокалиптическом грохоте темных суток отчаяния», меж 2-умя силами — германскими и советскими.

Роман «Спасти «Скифа» концептуально поближе к военной прозы Ремарка и Хемингуэя, где война показана как томная и грязная мужская работа. В этом тексте героями являются лазутчики, мастера войны, особенная каста на фронте. Заброшенные в Харьков, обложенный со всех боков германскими постами, четверка бойцов обоснует, что на невидимом фронте весит не только лишь физическая сила и ловкость, да и осторожность, познания стратегии и тактики, умение стремительно и правильно принимать решения, а иногда и жертвовать собой ради спасения товарищей.

В произведениях мы увидим весь голливудский антураж: сцены перестрелок, бегства и преследования, взрывов и пожаров зрелищных и оживленных, они написаны полностью кинематографично. Любопытно, что в обоих романах война изображена не только лишь как безостановочное «action», да и как умственный поединок. В неё вовлечены спецслужбы и тогдашний «спецназ» (партизаны, диверсанты), рядовые красноармейцы, полицейские, мирные обитатели. Война — это игра, огромная шахматная партия, в какой есть свои ферзи и пешки, а есть руки, что их передвигают по доске. Запечатлеваются в память острые сцены допросов и вербовки, если сталкиваются два сильных нрава: особист Николай Дерябин и управляющий абверовской школы диверсантов Отто Дитрих («Найти и уничтожить»), лазутчик Павел Гайдук и штурмбаннфюрер СС Кнут Брюгген («Спасти «Скифа»).

Важной темой для романа становится катастрофа мирного населения, которое не по собственной вине оказалось на оккупированной территории. Кишащей опасностями и партизанами, гестапо, где обыденные люди должны хлопотать о своем выживании и безопасности близких.

Сильной стороной обоих романов является сквозной линейный сюжет. Он верно структурирован местом либо временем деяния: «Лагерь», «Отряд», «Лес», «Поселок» — в «Найти и уничтожить»; «День первый», «День второй», «День третий» — в «Спасти «Скифа». Быстрый темп повествования нигде не пропадает, пружины интриги сжаты до самого конца. Комфортно все сюжетные полосы обретают логическую развязку (не считая, разве что, полосы германского агента, который затаился в штабе Красной Армии, во 2-м из романов). Избранному жанру соответствует напряженный и лаконичный, вправду «мужской» стиль, где нет места излишним чувствам либо кучерявыми языковым обращениям.

В заключение выскажу надежду, что военно-приключенческие романы Андрея Кокотюхи повстречают собственного признательного и вправду массового читателя.