Menu Close

Шота Руставели — Биография — актуальный и творческий путь

Шота Руставели - БиографияШОТА РУСТАВЕЛИ

Шота Руставели — величавый грузинский поэт XII века, создатель известной поэмы «Витязь в тигровой шкуре» (другое заглавие «Витязь в барсовой шкуре»). Непонятно точно где, родился ребенок, которому судьба дала бессмертие.

Народные предания не единодушны относительно происхождения величавого поэта. Одни гласили, что он родом из знатной семьи, другие ведали, что обеспеченный дядя взялся воспитывать бедного племянника, осиротевшему еще с юношества. Может быть, он родился в конце 60-х либо сначала 70-х годов. Возможной датой его рождения является 1166 год. Как свидетельствуют далее народные предания, дядя постарался дать племяннику совершенное для тех пор воспитание. Шота выучился в одном из больших монастырей Месхетии — Зарзими и был признан достойным продолжать обучение в тогдашней высшей школе — в кахетинской академии в Икалто.

Академия в Икалто, основанная царем Давидом Строителем, была выдающимся центром тех пор. Она объединила вокруг себя целый ряд ученых и философов, которые не только лишь пересаживали на грузинский почву традиционную мудрость Платона и Аристотеля, да и продолжали и развивали философскую деятельность, застыла на то время в Византии под давлением христианской реакции. Условия Грузии тех пор давали больше свободы ученым — продолжателям традиционной греческой философии, что и содействовало возникновению таких философов, как Иоанн Петрици, который познакомил грузинский люд с неоплатоником Проклом, переложив его «Альянс», и который отдал сам ряд выдающихся философских произведений, став одним из самых выдающихся представителей грузинской философской мысли XII века. Во главе этой плеяды философов и ученых стоял Арсений Иколтоели, который, по легенде, был учителем Шота в академии. Тут и начали формироваться зерна того неоплатоновского миропонимания, окрепшие в душе юного поэта во время его предстоящего обучения в афинских олимпийских монастырях Греции, куда выехал Шота после окончания академии в Икалто. Тяжело сказать, что в этих преданиях о школьные годы Руставели является правдой, а что сотворено народным воображением, но сама поэма свидетельствует о высочайшей философскую образованность поэта, который был на уровне самых передовых мыслей собственного времени. Из поэмы видно, что предстоящая судьба поэта была плотно сплетена с двором королевы Тамар, которая довершила процесс объединения Грузии в одно централизованное правительство, обуздав самостоятельность маленьких феодальных владетелей и создав базу для того расцвета старенькой грузинской литературы, которая, не считая известного Руставели, имела еще таких поэтов, как Чахрукадзе и Шавтели, оды которых к королеве Тамар и ее супруга Давида Сослани сохранились до сего времени. Руставели в собственной поэме вспоминает о когда-то написанные им «хорошо подобраны оды» на славу Тамар, но эти произведения Руставели не сохранились.
Доктор Павел Ингороква проверил, кто выезжал из Грузии в Иерусалим в Крестовый монастырь. Легенда показывает на одного славного грузина, близкого к королевскому роду и к самой королеве Тамар, тогдашней владычицы могучего Грузинского страны,- на ее поэта Шота Руставели, другими словами Шота Руставского (тот, кто происходит из Рустави является владельцем Руставского замка). Поселков с таким заглавием есть в Грузии несколько. Одно из их — в восточной провинции, которая имеет древнейшую заглавие Месхетия. Есть и недалеко от Тбилиси село Рустави. В XII веке оно было феодальным владением рода — одной из веток династии Багратионов, которая правила Грузией. Летописи, упоминая о обладателях городов Эрети и Рустави — о эту провинциальную ветвь королевского рода, отмечали придворную карьеру, которую сделал во времена королевы Тамар один из представителей руставських Багратионов — Шота: он — единственный, кто сначала ИХ века имел в Грузии знатный титул мечурчлет — ухуцеси. О нем сохранились некие исторические сведения, биографические факты. По происхождению он был из Мцсхетий, но его праотцы были уже месхами, как создатель гласит в заключительных строфах «Витязь в тигровой шкуре» — «да пишу я, месх неизвестный, родом из поселка Руставї». В известной биографии Шота Багратиони совпадает с тем, что говорят об создателе известной поэмы, народные предания и слова самой поэмы, несколько не совпадает. Доктор Ингороква показывает на произвол переписчиков книжек, которые охотно добавляли что-то свое в переписуваного. Так было и с текстом поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Шота Руставели стоял близко к центру грузинской политической жизни, также политической интернациональной жизни, каким был двор королевы Тамар. В свою поэму он вложил исторический опыт, очевидцем и участником которого был сам. Вообщем, главный источник сведений о нем — пролог поэмы, посвященный королеве Тамар (1184-1213), в каком Руставели восхваляет и воспевает королеву и ее жена Давида Сослани. Кое-где около 1187 года — не ранее 1184 и не позже года 1207 — Шота сделал собственного «Витязя в тигровой шкуре». В тексте поэмы есть ряд исторических и литературных указаний, которые позволяют более-менее точно найти те годы, когда она могла быть написана. «Витязь в тигровой шкуре» был должен быть написан, во всяком случае, до 1213 года — до года погибели Тамар, что ее так жарко воспевает поэт.

Народная легенда повествует, что поэт был отмечен Тамарой, которая выдвинула его на значительную придворную должность королевского библиотекаря. Когда Руставели принес Тамар собственного «Витязя в тигровой шкуре», то королева, чествуя поэта, отдала ему в заслугу золотое перо, чтоб тот носил его на шапке. С этим пером и изображают Руставели все живописцы. Поэт влюбился в королеву и не сумел скрыть собственных эмоций. Тамар разгневалась, Шота был должен бежать с родины. Убежище он отыскал в Иерусалиме, в монастыре св. Креста. В 1960 году было установлено, что Шота реставрировал и расписал грузинский монастырь св. Креста. Он, видимо, стал монахом этого монастыря, но монастырская братия не забыла о значимой роли, которую сыграл их брат на дальной родине, и в пышноватых облачениях его было изображено на надмогильной фреске, и бучним титулом визира было украшено его имя в заупокойной упоминании. Год смерти Шота Руставели неведом, вероятнее всего между 1212-1216 годами. Найдена в Крестовом монастыре фреска, также заупокойная упоминание в монастырской книжке — эти два документа дают основания более-менее точно утверждать, что создателем известной поэмы был Шота Багратиони.

На фреске на грузинском языке написано, что похороненый Шота просит Бога милости, а изображенный там человек в грузинском одежке светского вельможи — единственный правдивый портрет величавого грузинского поэта.