Menu Close

Серж Генсбур

Серж ГенсбурФранцузский поэт, композитор, создатель и исполнитель песен, актер и режиссер. Истинное имя — Люсьен Генсбург. Родился в Париже в семье музыкантов — евреев из Восточной Европы.

Поначалу Генсбур желал стать художником, но стал известным как создатель, композитор и исполнитель, пробовал себя в разных музыкальных жанрах, также в кино и литературе. В конце 1950-х берет псевдоним: Серж (имя выбрано в честь Сергея Рахманинова) Генсбур (Gainsbourg), изменил орфографию собственной фамилии (Ginsburg) , чтоб французы верно произносили его.

Живописец, поэт, певец, композитор, актер, режиссер, он и в жизни использовал элементы театральности и прославился как мастер эпатажа. Возникновение Генсбура на телевидении часто вызывало скандал (в одной из телепередач он спалил банкноту в 500 франков, протестуя против больших налогов).

Писать песни и петь Генсбур начал под сильным воздействием творчества Бориса Виана. 1-ый его альбом “Du chant a la une!” появился в 1958 году. Уникальная манера петь, также провокационная тема ряда песен (неприкрытый цинизм, женоненавистничества) не содействовали резвой популярности у аудитории, но с течением времени Генсбур научился нравиться публике, оставаясь при всем этом самим собой.

В творчестве Генсбур повсевременно экспериментировал и использовал новые стили: начав с традиционного французского шансона и джаза, он в течение жизни обращался к коммерческой поп-музыки, року, регги (записав в 1979 г. регги-версию “Марсельезы”, которая вызвала скандал посреди ограниченной аудитории), фанку, новейшей волне и рэпу (в 1980-е). Потомок проф. музыканта, воспитанный на классике, Генсбур также нередко использовал в собственном творчестве темы именитых композиторов — Брамса, Шопена, Грига.

Посреди 1960-х Генсбур пишет коммерчески удачные песни и зарабатывает на их солидные суммы (в том числе делает песни для нескольких франкоязычных исполнителей, выступавших в различные годы на конкурсе “Евровидение”).

Практически пятнадцать лет (1965-1979) Генсбур не выступает с концертами и пишет песни для других исполнителей (продолжая параллельно выпускать собственные альбомы). Для других он писал до конца собственных дней; посреди исполнителей его песен — Джейн Биркин, Брижит Бардо, Катрин Денев, Изабель Аджани, Ванесса Паради и др.

Генсбур первым во Франции начал выпускать так именуемые концептуальные альбомы, мода на которые появилась в английской музыке 2-ой половины 1960-х годов. (концептуальный альбом соединяет воедино песни, тематически либо сюжетно связанные между собой). Так, “Histoire de Melody Nelson” (1971) ведает о любви зрелого мужчины к пятнадцатилетней девушке, которая гибнет в авиакатастрофе. “Rock around the Bunker” (1975) — едкая сатира на гитлеровскую Германию (во время оккупации Генсбуру и его семье пришлось прятаться от преследования нацистов). Специфичный юмор этого альбома опять шокировал публику: ранее о грехах нацизма было не принято гласить так. Главный герой альбома “L’homme a tete de chou” (1976), признанного критиками верхушкой творчества Генсбура, убивает свою ветреную возлюбленную, которая доводит его до разорения, и в конце концов попадает в психушку.

На рубеже 1970-1980-х Гензбур работает с музыкантами из групп Питера Тоша и Боба Марли, выпустив два альбома в стиле регги. В 1979 г. он после долголетнего перерыва возвращается на сцену и пользуется фурором у подростков. Еще практически 10 лет он интенсивно занимается концертной деятельностью.

В 1980-е Генсбур записывает два альбома — “Love on the Beat” (1984) и “you’re under Arrest” (1987). В их звучат сумрачные мотивы — темой песен становятся насилие, наркотики, погибель. Равномерно Генсбур отрешается от классической манеры пения, предпочитая читать собственные тексты под музыку.

Профессиональный версификатор и экспериментатор, Генсбур не считал себя поэтом и не один раз спорил с такими утверждениями. Все же в его песнях много внезапных и неповторимых рифм, виртуозных каламбуров. В текстах Генсбур интенсивно воспользовался английскими словами, на французский лад (так именуемый стиль franglais), подчеркивая свою ориентированность на поп-культуру. Генсбур существенно воздействовал на французскую песню, избавив этот жанр от многих “старомодных” поэтических и музыкальных условностей.

В собственных песнях он нередко играет на двойном смысле слов, что ещё раз показывает его приверженность к провокациям, в особенности полемических (Lemon Incest) либо эротических (Love on the Beat, Les Sucettes).

Генсбур также известен как создатель романа “Евгений Соколов” (Evgueni Sokolov, 1980).

Умер от сердечного приступа 2 марта 1991 года. Похоронен на парижских кладбище Монпарнас.