Menu Close

Оскар Уайльд — биография

8wmq2eLOPBw - Оскар Уайльд - биографияОскар Фингал О’Флаерци Уилс Уайльд — британско-ирландский поэт, прозаик, драматург, эссеист, один из самых узнаваемых писателей позневикторианского периода, яркая знаменитость собственного времени.

Родился Оскар Уайльд 16 октября 1854 года в столице Ирландии — Дублине. Некие источники (к примеру, Корней Чуковский в собственной статье “Оскар Уайльд”) говорят, что родился Оскар в 1856 году. Эта идея некорректная и издавна опровергнута: ошибка связана с тем, что Уайльд нередко в дискуссиях отнимал от собственного возраста два года (а в собственном свидетельстве о браке, к примеру, впрямую обозначил 1856 год как дату собственного рождения).

Известное письмо его мамы от 22 ноября 1854 года, в каком она гласит так: “В эту самую минуту я люляю коляску, в какой лежит мой 2-ой потомок — малыш, которому 16-го исполнился месяц и который уже такой большой, славный и здоровый, как будто ему целых три месяца. Мы назовем его Оскар Фингал Уайльд. В этом есть что-то величавое, туманное, правда же?”.

Родителям Ўайлда был окулист сэр Уильям Роберт Уайльд, который занимался также археологией и ирландским фольклором. Мама Оскара — леди Джейн Франческа Уайльд (в девичестве Элджи), популярная ирландская светская дама, очень экстравагантная дама, поэтесса, которая писала стихи под псевдонимом Сперанца (итал. Speranza — надежда). От отца Оскар унаследовал редчайшую трудоспособность и любознательность, от мамы — мечтательность, энтузиазм к загадочному и фантастическому, склонность выдумывать и говорить необычные истории. Существенно повлияла на него и атмосфера литературного салона леди Уайльд, где прошли юные годы грядущего писателя. Любовь к поэзии, подчеркнут аристократизмом. что были воспитан в нем с юношества. Его мама отлично знала древниие языки, она открыла перед ним красоту “божественной эллинской речи”. Эсхил, Софокл с юношества сделались его спутниками.

В 1864-1871 годах Оскар учился в Царской школе Портера (город Энискилен у Дублина). В школе Уайльд получил необыкновенную премию за познание греческого оригинала Нового Завета. Закончив школу с золотой медалью, Уайльд получил Царскую школьную стипендию на обучение в Дублинском Тринити-колледже (институте Св. Троицы). Там в 1871-1874 годах он изучал древнюю историю и культуру, и опять с блеском показал свои возможности в старых языках, также прослушал курс лекций по эстетике и благодаря тесному знакомству с куратором — доктором древнее истории Дж. П. Махафи, утонченным и высокообразованным человеком, — равномерно стал производить принципиальные элементы собственного грядущего стиля (некое презрение к принятой марали.

В 1874 году Уайльд, выиграв стипендию на обучение в Оксфордском институте Магдалины на традиционном отделении, поступил в — Оксфорд. В Оксфорде Уайльд сделал себя самого. Он выработал кристально британский акцент: “Мой ирландский акцент был в числе тех многих вещей, что я позабыл в Оксфорде”.

В Оксфорде Уайльд слушал лекции по искусству Джона Рэскина и его ученика Ўолтэра Пэйтэра. Под воздействием которых находился на протяжении всего обучения в Оксфорде. Позднее он писал ему в письме: “В Вас есть что-то от пророка, от священника, от поэта; к тому же боги подарили Вам такое сладкоречие, которое не даровали никому другому, и Ваши слова, полные огненной страсти и расчудесной музыки, заставляли глухих посреди нас услышать, а слепых — узреть”. Еще во время обучения в Оксфорде Уайльд посетил Италию и Грецию и был поражен этими странами, их культурным наследием и красотой. Эти путешествия оказали на него большущее воздействие. В Оксфорде он также получил Ньюдегейскую премию за поэму “Равена” (Ravenna) — премию, которую утвердил в XVIII веке сэр Роджер Ньюдегейт для студентов Оксфордского института, которые победят на конкурсе поэм.

По окончании института (1878) Оскар переселился в Лондон. В центре столицы он основался в съемной квартире по соседству с леди Уайльд, более известной на то время как Сперанца. Благодаря собственному таланта, остроумия и умению привлечь внимание, Уайльд стремительно втянулся в светскую жизнь Лондона. Им стали “угощать” гостей салонов: “Приходите непременно, сейчас будет этот ирландский остроумец”. Он совершает “самую нужную” для британского общества революцию — революцию в моде. С сих пор он возникал в обществе в самостоятельно выдуманных нарядах.

В 1881 году вышел его 1-ый поэтический сборник “Стихи” (Poems). Он выдержал 5 переизданий по 250 экземпляров в течение 1-го года, но все расходы по его выпуску взял на себя сам Уайльд. Сразу с выходом сборника появилась смешная опера “Терпение” поэта Уильяма Швенка Гилберта и композитора Артура Салливана, где одним из персонажей был Уайльд. Опера наложила на стихи Ўайлда, которые тогда, видимо, никто не прочел, отпечаток скандальной репутации создателя.

В самом начале 1882 года Уайльд сошел с парохода в порту Нью-Йорк. С сих пор вся южноамериканская пресса следила за английским эстетом. Свою первую лекцию, которая называлась “Ренессанс британского искусства” (The English Renaissance of Art), он окончил словами: “Мы все тратим свои деньки в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл — в искусстве”. Слушатели жарко аплодировали. На его лекции в Бостоне не удалась, в зал перед самым выходом Ўайлда явилась группа местных денди (60 студентов из Гарвардского института) в маленьких бриджах с открытыми икрами и в смокингах с подсолнухами в руках. Их целью было обременить задачей лектора. Выйдя на сцену, Уайльд начал лекцию и, вроде бы быстро осмотрев фантастические фигуры, с ухмылкой воскрикнул: “Я в первый раз прошу Всевышнего освободить меня от последователей!”.

Проведя год в Америке, Уайльд возвратился в Лондон и сразу отправился в Париж. Там он познакомился с самыми колоритными фигурами мировой литературы — Эмилем Золя, Викторам Гюго, Стефаном Малларме, Анатолием Франсом и другими. Возвратившись на родину, Уайльд встречает Канстанцию Ллойд и в возрасте 29 лет женится на ней. У их появляются двое сыновей-Сирил и Вивиан, для которой Уайльд писал сказки, которые после вышли в 2-ух сборниках — (The Happy Prince and Other Stories, 1888) и (The House of Pomegranates, 1891).

В Лондоне Ўайлда знали все, он был самым вожделенным гостем. Но его обширно критиковали, отрисовывали карикатуры и ожидали реакции. На жизнь он в это время зарабатывал журналистикой (с 1887 по 1889 он был редактором журнала “Дамский мир”).

1891-1895 годы — это годы головокружительной славы Ўайлда. В 1891 году вышел сборник его теоретических статей “Планы” (Intensions), где Уайльд выложил читателям свою эстетическую доктрину. В том же 1891 г. он написал трактат “Душа человека при социализме” (The Soul of Man under Socialism), в каком критикует брак, семью и личную собственность. Уайльд утверждает, что “человек создан для наилучшего предназначения, чем рытье в грязищи”.

Раздельно была написанная в это время по-французски драма на библейский сюжет — “Саломея” (Salome; 1891). В Лондоне ее воспретили к постановке: в Англии нельзя было ставить театральные представления на библейские сюжеты. Пьеса была написана в 1893 году, а в 1894 вышел ее перевод на британский язык с иллюстрациями Обри Державина. В 1892 году была написана и поставлена 1-ая комедия Ўайлда — “Веер леди Ўиндермир” (Lady Windermere’s Fan), фуррор которой сделал его самым пользующимся популярностью человеком Лондона. В 1893 году вышла его последующая комедия — “Дама, не стоящая внимания” (The Woman of No Importance). Самым удачным в творческом плане делается для Ўайлда 1895 год: тогда были написаны и поставлены две его пьесы — “Безупречный супруг” (An Ideal Husband) и “Как важно быть суровым” (The Importance of Being Earnest).

Еще в 1891 году Уайльд познакомился с Альфредом Дугласом (Бози), который был моложе его на 17 лет. Еще в 1885 году в английском уголовном законодательству была принята поправка, запрещающая “неприличные дела между взрослыми мужиками”, пусть даже по взаимному согласию. Отец Бози, маркиз Куинсбери, воспользовался этим и подал в суд на Ўайлда, собрав очевидцев, готовых обличить писателя в таких отношениях. Друзья срочно рекомендовали Ўайлду покинуть страну, ибо в данном деле он уже был осужден. Но Уайльд не послушался. В 1895 году Уайльд по обвинению в содомии был приговорен к 2-ум годам тюремного заключения.

Большая часть бывших друзей отвернулись от Ўайлда. Но те немногие, кто остались (к примеру, его ближний друг Роберт Росс), много помогали ему. В тюрьме Уайльд выяснит, что умерла его мама, что его супруга эмигрировала и изменила свою фамилию, также фамилию отпрысков (с этого момента они были не Ўайлды, а Холанды). В тюрьме Уайльд создал исповедь в форме писем Дугласу, которую именует “Epistola: In Carcere et Vinculis” (лат. “Послание: В тюрьме и путах”), а позднее Роберт Росс переименовал ее в » De Profundis (лат. “Из глубины”; так начинается 129 псалом Библии).

Освобожденный в мае 1897 года, Уайльд при помощи друзей переехал во Францию и сменил имя на Себастьян Мельмот. Фамилия Мельмот была взята из готического романа известного британского писателя XVIII века Чарльза Мецьюрина, двоюродного деда Ўайлда, — “Мельмот-странник” (Melmoth the Wanderer, 1820). Во Франции Уайльд написал поэму (The Ballad of Reading Gaol, 1898), подписанную псевдонимом С. 3.3. — таким был тюремный номер Оскара (камера № 3, 3 этаж, блок C). “Баллада” вышла в свет тиражом в 800 экземпляров.

Оскар Уайльд скончался во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной заразой. Незадолго до смерти он произнес про себя так: “Я не переживу XIX век. Британцы не сдюжат моего предстоящего присутствия”. Он был похоронен в Париже на кладбище Банье. Спустя приблизительно 10 лет его перезахоронили на кладбище Пер-Лашез, а на могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна. В 1918 году в специальной нише монумента был похоронены и останки Роберта Росса — по собственному завещанию последнего.