Menu Close

Оноре де Бальзак — Биография — актуальный и творческий путь

Оноре де Бальзак - БиографияОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК
(1799-1850)

Оноре де Бальзак, известный французский писатель, родился 8 (20) мая 1799 года в Туре, погиб 6 (18) августа 1850 в Париже. Его жизнь — это история труженика, который безустанно стремится идти вперед, завоевывать для себя славу и достояние. Отец писателя был крестьянином. Закончив школу, Оноре работал писарем, а потом канцеляристом при царском совете Людовика XVI; тогда он и предоставил собственной фамилии Бальса более аристократическое звучание, переделав её на Бальзак.

Преждевременное детство Оноре прошло вне родительского дома. Поначалу он жил у обычной туринской крестьянки. Тут, в небольшом селе недалеко от Тура, в первый раз открывается перед ним красотой родного края. В четыре года его отдали в пансион Леге. Одиннадцать лет юношества и отрочества провел он в пансионах и интернатах. Худшими были для него семь лет пребывания в Вандском институте, закрытом учебном заведении, под управлением монахов-ораторианцев, где воспитанники обязаны были подчиняться серьезному монастырскому режиму. За мельчайшую провинность их пороли и сажали в карцер. Бальзак имел мало друзей и числился темным и недобросовестным учеником. В эти годы истязающего детского одиночества Бальзак приобщился к миру книжек. Он читал всё, что было в библиотеке института, пробовал сам писать, но это вызвало только хохот товарищей. Пребывание в институте завершилось суровой нервной болезнью, и родители на короткий срок забирают его домой. Когда парню исполнилось пятнадцать лет, его отца переводят по службе в Париж. Отец будущего писателя желал видеть собственного отпрыска почетным нотариусом либо известным адвокатом. Он настоял, чтоб Оноре поступил в Школу права (1816). Сразу парень работает писцом в конторе адвоката Пльионеде Мервиля, который позднее появится на страничках «Человеческой комедии» под псевдонимом Дервиля. Годы, что Оноре провел в конторе, а позже у нотариуса Пассе, приметно расширили его кругозор. Тут Бальзак понял те сокрытые пружины, познанием которых потом он мог так поражать собственных читателей. В это время в тайне от родителей парень посещает лекции по литературе в Сорбонне. В 1819 году он сдал выпускные экзамены и удачно закончил Школу права. Сейчас перед ним открылась карьера нотариуса, адвоката. Но внезапно для родителей Бальзак заявляет про свое жесткое решение стать литератором. Ни папины угрозы и проклятия, ни мамины мольбы и слезы не смогли сломить воли двадцатилетнего юноши. Тогда на семейном совете решили дать отпрыску два года испытательного срока, в течение которого он был должен проявить собственный талант. Парень унаследовал миропонимание собственного отца, его здоровье и металлическую волю. Он остался в столице, и был в экстазе от чувства полной свободы (отец уехал с семьей в провинцию), невзирая на то, что семья лишила его поддержки. Как свидетельствуют его письма к сестре Лауре, это не мешало ему быть полным энергии и честолюбивых планов. В собственной убогой комнатке он грезил о славе и богатстве, о том, что захватит это большой город Париж.

Катастрофа «Кромвель» — 1-ая литературная попытка Бальзака — была неудачной. Потом он пишет под псевдонимом ряд романов, что не имели литературного значения. Время от времени Оноре живет у родителей в Вильпаризи. Там он познакомился с Лаурой де Берни. Это была немолодая, сорокалетняя дама, мама шестерых детей, очень несчастна в собственной домашней жизни. Это стало первой любовью Бальзака. Лаура сыграла огромную роль в его жизни, она с состраданием отнеслась к мечтам и планам юного писателя, подбадривала, поддерживала в томные минутки до самой собственной смерти (умерла в 1836 году). В то же время в нем пробуждается прожектер и бизнесмен. Бальзак 1-ый вводит однотомные издания классиков и выпускает (1825-1826) со своими примечаниями Мольера и Лафонтена. Но издание его не имели фурора. Еще печальнее завершилась поездка Бальзака в Сардинию, где он грезил найти серебро, оставленное там старыми римлянами. В итоге всех этих компаний Бальзак оказался в долгах, что побудило его к упрямой литературной работе. Он пишет повести, брошюры по различным вопросам, сотрудничает с журналами «Карикатура» и «Силуэт».

Популярность Бальзака начинается с возникновением в 1829 году романа «Последний Шуань, либо Бретань в 1800 году». Он приглянулся читателям, хотя критика встретила его сдержанно. Отныне Бальзак практически не сходит с пути, на который он стал. Один за одним возникают его романы, в каких он всесторонне обрисовывает французские жизни, выводит нескончаемую вереницу самых различных типов. Он работал, как писатель-ремесленник по 15-18 часов в день. Он не ожидает вдохновения, садится за стол после полуночи и практически не оставляет пера до 6 часов последующего вечера, прерывая работу только для ванны, завтрака, а в особенности для кофе, каким поддерживает внутри себя энергию и который сам кропотливо готовит и употребляет в неограниченном количестве.

Романы «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», что появились сначала 30-х годов, в период огромного творческого подъема принесли писателю гигантскую славу, открыли перед ним двери не только лишь литературных, да и светских салонов, где его до сего времени не воспринимали как равного; он был допущен как престижная знаменитость, и ему не раз давали это осознать. Писатель познакомился со многими будущими персонажами собственной «Человеческой комедии». Сейчас больше не приходится бегать за издателями. Но он не сумел выполнить мечту о богатстве невзирая на то, что настолько не мало писал. Он выдает по несколько романов в год.

В 1832 году Бальзак получил письмо со штемпелем «Одесса» от неведомой польской аристократки Ганской, урожденной графини Ржевусской. Между романистом и фанаткой его таланта началась переписка; он потом пару раз встречал её, в Петербурге, куда приезжал в 1840 году. Когда Ганская овдовела, она приняла предложение выйти замуж за Бальзака, но ещё в течение пары лет по различным причинам не могла состояться их свадьба. (Бальзак кропотливо готовил квартиру себе и супруге, а когда, в конце концов, в марте 1850 года свадьба свершилась в Бердичеве, погибель уже подстерегала его, и Бальзаку всего несколько месяцев осталось наслаждаться семейным счастьем и состоятельным существованием).

1833 год был годом начала огромного творческого подвига писателя, его гигантского писательского труда. Он отошел от светской жизни и стопроцентно окунулся в работу. Бальзак возвращается к мысли, что появилась у него еще во время работы над «Шагреневой кожей», соединить свои произведения в один большой цикл, чтоб быть подчиненым одному плану. Первым шагом на пути к осуществлению этого плана было начато в 1833 году издания «Этюдов о характерах XIX века», которые состояли из сцен личного провинциальной и парижской жизни — таким макаром «Людская комедия» равномерно приобретала очертания. Воздействие духа эры науки ни что так не сказалось на Бальзаке, как его попытки соединить в одно целое свои романы. Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, соединил их общими героями, отдельных героев, связал схожими, дружественными и другими связями и таким образом, сделал, но не довел до конца потрясающую эпопею, которую именовал «Людская комедия», и которая должна была стать научно-художественным материалом для исследования психологии современного общества.

Сначала 30-х годов состоит тот лихорадочный, напряженный темп работы, что, фактически, был характерен для Бальзака в течение многих лет. 1-ый том «Людской комедии» вышел в 1842 году, не считая него — ещё ряд повестей, роман «Утраченные иллюзии» и другие произведения. Но все чаще он сетует на боли в сердце, сильные мигрени. Физические и творческие силы его потухали. Брак с Ганской, которую он идеализировал силой собственного обеспеченного воображения, казался ему тогда единственным спасением. После свадьбы он опять преисполнился радужных надежд на будущее. Но его мечтам не судьба была осуществиться. Около 2-ух месяцев борется Бальзак со смертью. Восемнадцатого августа его посетил Виктор Гюго. Такого же вечера Оноре Бальзак умер.

Изображая «публичные разновидности», Бальзак стремится к четкой научной систематизации и проявляет наблюдательность. Он с достойной удивления точностью изучал особенности, присущие той либо иной «разновидности». Он знает привычки, речевые обороты и приемы, движение, походку, жесты, даже всякие мелочи, детали костюмчика, характерные тому либо другому герою. Бальзак одним только жестом либо словом определял психологию того либо другого публичного типа и открывал связь между проявлениями людской психики. Вот почему он так кропотливо смотрел за своими героями, тщательно изображал размещение комнат в квартире, безделушек на туалетном столике, точно, до сантима, знал сколько средств у него в кошельке. Бальзак поражает количеством собранного им материала. Министры, банкиры и коммерсанты, журналисты, критики и поэты, артисты и ученые, представители знати и буржуазии, столица и провинция, политическая борьба и личная жизнь — всех собирает Бальзак в свою «комедию». Смесь художественных, научных и публицистических частей в его романах является научным направлением при исследовании его творчества. Рядом с изображением эмоций и страстей мы встретим в их подробные сведения делового нрава о банкирские операции, счета, выработки из бумаг, брак, нравственность, политические и публичные вопросы и др.