Menu Close

Омар Хайям — Биография — актуальный и творческий путь

Омар Хайям - БиографияОМАР ХАЙЯМ

В 1859 году британский поэт Эдвард Фицджеральд опубликовал книжку стихов «Рубайят Омара Хайяма». Она содержала около 100 четверостиший, переведенных с персидского. Перед читателем стал образ восточного мудреца: любителя удовольствий в молодости, разочарованного скептика в зрелом возрасте, религиозно настроенного магии в старости. Этот перевод открыл европейскому читателю персидского поэта. Через полста лет стали появляться и другие произведения Хайяма, которые нашли новые черты ученого и поэта. Это были физические, философские, исторические, алгебричные трактаты, астрономические таблицы. Стихи Хайяма много раз издавались персидским языком, были переводы европейскими языками и языками народов бывшего СССР.

Годы жизни Хайяма различные источники указывают по-разному. Ссылаясь на Огромную Советскую энциклопедию, он родился около 1040 года и погиб в 1123 году. С другой стороны, его считают ровесником визиря Низама ал-Мулка (1017-1092), по гороскопу Хайяма, это-1106-1174 года. Согласно большинству источников, Хайям родился в городке Нишапуре, где и находится его могила. Город, где родился и погиб выдающийся мыслитель, существует и сейчас. Это один из городов провинции Хорасан, на северо-востоке Ирана. В древности Хорасан составлял ядро парф’янської страны. Парфия заходила в состав давньоперсидського королевства. Хорасан был местом специфичной контраста многих культур — парф’янської и персидской, греческой и римской, арабской и турецкой. Наука государств ислама поглотила в себя традиции, сложившиеся еще в древности на ее территориях. Много традиционных трудов ученых той эры — Евклида, Архимеда, Аполлония, Аристоте-ля и других философов, также сирийская, персидская и индийская литература (как ученые труды, так и народный эпос) — были переведены на арабский язык. В VIII веке центром науки государств ислама становится Багдад, где обучалось много предшественников Хайяма.

Имя Хайяма в различных рукописях переводилось по-разному. В более полной форме это Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар Ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Исходя из полного имени Хайяма, мы лицезреем, что его отца звали Ибрахим, и он, возможно, происходил из рода ремесленников. Про юные годы Хайяма практически ничего непонятно. Существует только легенда о детские годы Хайяма и визиря Низама ал-Мулка, которые, обучаясь совместно, дружили и дали клятву помогать друг дружке, если кто-то из их достигнет высочайшего положения. Случилось так, что Низам ал-Мулк достигнул степени визиря, и Омар Хайям явился к нему и напомнил о клятве. Визирь признал старенькое право и желал, чтоб друг управлял Нишапуром и его округами, но Омар дал предпочтение только ежегодной плате. Что все-таки изучал Хайям за годы собственного обучения? Сначала в средневековых мусульманских школах изучали священную книжку мусульман Коран. Годы учения сменились годами учительства, невзгоды и путешествий. Путешествия Хайяма проходили в различных городках — в Нишапуре, Самарканде, Бухаре. Он был не только лишь выдающимся математиком, да и выдающимся энциклопедистом собственного времени. В философии он признавал себя последователем Ибн Сины. В 25-летнем возрасте он написал алгебричный трактат, который прославил его. Мыслителя пригласили в Исфахан в 1074 году — бывшую столицу сельджукидского султана Ма-лик-шаха — управляющим обсерватории. Там он составил в 1079 году на базе долгих астрономических вычислений солнечный календарь, который и сейчас посреди всех имеющихся является более четким. Там же он написал вторую известную математическую труд «Комменты к трудностям во вступлениях книжек Евклида» — свод практически всей древнегреческой простой геометрии и теории чисел, и некие философские произведения, а именно «Трактат о бытии и повинности», который был написан практически эзоповым языком в форме ответа на то, что он не признает бытие Бога и необходимости делать религиозные ритуалы. Когда в 1092 году погибли покровители ученого Малик-шах и его визирь и была закрыта исфаханская обсерватория, Хайям пробовал заинтриговать наследников шаха астрономическими занятиями, но неудачно. Через пару лет столица Сельджукидов была перенесена в Мерв. Хайям переехал туда и продолжал свою научную работу. Окруженный недоброжелателями из числа обскурантистского духовенства, он избегал общественных выступлений, но 10 его трактатов дошли до нас.

Из свидетельств современников и близких продолжателей точно понятно, что Хайям придумывал четверостишия (рубаи).

Четверостишия производились в устной форме. Факт существования «хайямовских рубайёв» является бесспорным. Какие из их принадлежат конкретно ему? Сначала те, что близки ему духовно, и те, что о их мы узнаем из строк создателей, которые знали его лично. Мы имеем более тысячи четверостиший, которые приписывают Хайяму. Много стихов сохранилось в различных вариантах, и это указывает, что поначалу их не записывали — их передавали из уст в уста.

В неких стихах Хайям горько пеняет на актуальные неурядицы либо сетует на «ученую чернь». Актуальные неурядицы приучили мыслителя, на первых порах, разумеется, очень несдержанного на язык, к замкнутости и осторожности. В особенности поэт остерегает от невежд и дураков. Много рубайев Хайяма посвящено философским вопросом. В одних из их ведущей является его идея о том, что «обязательно сущее есть единица», в других — верно просматривается доматериалистичное восприятия мира.

Не один раз мотивом четверостиший становится мысль о нескончаемый круговорот материи в купе с грустным чувством бренности всего живого. Целая серия раздумий на данную тему воплощенная в форму стихов о гончарные изделия. Подобные мысли о круговороте материи в природе есть в стихах, где Хайям подчеркивает, что когда мы умрем, наш останки станет кирпичом, с которой кто-то выстроит для себя хоромы. Очень знаменательно, что подобные мотивы мы находим у величавого Шекспира, который вложил в уста Гамлета слова, очень близкие по смыслу к словам Хайяма о круговороте материи в природе и равенства в нем царей и пастухов. В почти во всех строках с большой силой звучит другой лейтмотив — колебаний в философских учениях. Хайям-поэт как бы иронизирует Хайяма-философа. Мысли, и в особенности жалобы на мир и жизнь человека встречаются в довольно большой части четверостиший. Давая оценку земной жизни, которая связана с рядом дерзаний, поэт подчеркивает, что человек не может иметь даже надежды на вознаграждение в загробном бытии. В неких стихах Хайям призывает отрешиться от этих надежд и страхов, а вкупе с тем и от всех религиозных обрядов. Не веря в загробную жизнь, мудрец знает, что после смерти он не будет подлежать тем адским наказанием, что согласно учению ислама, должен получить. Потому поэт не опасается смерти и даже индифферентен к ней. И как заключительный аккорд всей этой антирелигиозной прелюдии звучат стихи, в каких высказываются откровенные сомнения когда не в существовании Бога, то в его мудрости и благости. Создатель мира выступает как плохой строитель, ответственный за все недочеты собственного творения. Обычное разъяснение зла в мире как наказание, которое Бог отправляет грешникам, высмеивается. Также высмеивается и учение ислама о «милосердие» Бога. А в неких стихах звучит даже прямое богохульство. В этих четверостиший тесновато примыкает цикл стихов, в каких поэт смеется над официальной религии, ее характеров, ее служителей. Он разоблачает лицемерие и скупость духовенства. За одним заходом достается и бесплодным учением всех семидесяти 2-ух сект ислама. Религиозной морали Хайям противопоставляет проповедь удовольствий земной жизнью, таким восхитительным, невзирая на все его задачи.

Это противоречит учению ислама относительно удовольствий в этой жизни, так как он признает их исключительно в загробном мире и только для тех, кто был праведником, ибо грешникам уготованы муки ада.

Одной из наивысших удовольствий Хайям считает вино. Воспевая вино, Хайям был далек от проповеди опьянения и распущенности. Но вино воспрещалось исламом и похвала вину была особенной формой протеста против церковных догм, особенной формой свободомыслия. Это подчеркивает и Хайям.
Много вдохновенных стихов посвящает поэт любви. Это лирические четверостишия и о радости любви, и о ее мучениях. В почти всех рубайах он воспевает женскую красоту, в неких восторгается красотой юноши.
Огромное количество гуманистических четверостиший полна гордости за человека. Хайям решительно протестует против несправедливого устройства людской жизни. Сам он не желает быть ни рабом, ни королем. В конце концов, мыслитель грезит о наилучшем будущем для населения земли, о справедливый публичный строй, в каком могли бы беспрепятственно развиваться великодушные рвения каждой личности и счастье выпало бы на долю всех.
Мы лицезреем, что в поэзии Хайяма была отражена непростая палитра эмоций. Но полностью точно в стихах Хайяма выступают такие главные черты его миропонимания, как гуманизм и свободолюбие, неизменная драматичность и скептицизм, что время от времени перебегает в гедонизм и смешивается с вольнодумством, а то и безбожием.

В годы опалы Хайям, когда его дела с духовенством резко усугубились, был обязан совершить хадж — паломничество в Мекку, где он раскаялся. О том, как погиб величавый мудрец, мы узнаем со слов его родственника, который лицезрел, как Хайям, читая метафизику, вдруг позвал незапятнанных, чтоб составить завещание, позже помолился и уже не ел и не пил, а после вечерней молитвы поклонился Господу, а позже умер.

На его могиле в 1934 году на средства, собранные обожателями из различных государств творчества Хайяма, был сооружен обелиск.