Menu Close

Матей Стрыйковский

Матей СтрыйковскийОдин из более узнаваемых и читаемых историков Речи Посполитой 2-ой половины XVI в.

Окончив обучение в Краковском институте в 1570 г., он долгое время жил в ВКЛ, сочетая службу в Витебском и Слуцком гарнизонах с написанием прозаично-стихотворных произведений по истории Княжества и Короны.

Смыслом жизни М. Стрыйковского было создание основательной истории ВКЛ, о чем свидетельствует творческий вклад писателя.

Необыкновенную ценность имеют поэтические части последнего из нареченных произведений, где в лице М. Стрыйковскому мы смотрим неизменное состязание между писателем-прозаиком и писателем-поэтом, который, пытается не только лишь втиснуть в хронику обеспеченный фактами материал, но и прославить свое имя, обращается к нетрадиционному для тогдашней историографии ВКЛ приему описания отдельных событий в форме стихотворной повести.

Следует обратить внимание, что писатель “рифмует” сначала те эпизоды из истории Княжества, которые соответствуют его осознанию действия, достойным славы, достойным увековечения в поэтической форме. Важным, по-видимому, было для создателя и эмоциональное заполнение схожих описаний, которое в этнографическом произведения практически было нереально. Очарованной, грозной и мужественной историей Княжества, М. Стрыйковский конкретно в стихотворных вставках добивается большой художественной выразительности, создает “видимость” действия для читателя. И вот поэтому в стихотворной, а не житейской форме предоставлено описание прибытия римских патрициев во главе с Палямонам в Литву, как и описания бессчетных схваток, среди которых сначала выделяются описании Грюнвальдской битвы (1410) и Клецкой (1506), дополненные позднее в “Хронике” средствами описаний других баталий, к примеру, Оршанской (1514), истории походов Аттилы и т. д. Это новшество Н. Стрыйковского будет оценено позднее, в XIX в., когда придет время исторического романа в польской литературе.

Непонятый современниками, в “Хронике польской, литовской, жемойтской и всей Руси” (1582) писатель уменьшить количество стихотворных вставок, но не отрешиться от их, пытаясь соединить в своем творчестве гомеровско-вергилевский эпический стиль (с его сильным мифологическим началом) и требований современной ему европейской историографии, направленной на описание реальных исторических событий и личностей.