Menu Close

Марсель Пруст — Биография — актуальный и творческий путь

Марсель Пруст - БиографияМАРСЕЛЬ ПРУСТ
(1871 — 1922)

Писатель родился 10 июля 1871 года в Париже. Отец — Адриен Пруст — узнаваемый респектабельный доктор, который преподавал медицину в институте, мама — Жанна Вейль — еврейка по происхождению, дочь обеспеченного биржевого маклера. Счастливые деньки, проведенные Марселем в детстве стали образцами сказочного Комбре с его многотомного литературного шедевра,- закончились, и в предстоящем он проводил каникулы с бабушкой на морских курортах в Нормандии. С девятилетнего возраста Пруст безжалостно мучился от астмы (эта болезнь будет аккомпанировать его в протяжении всей жизни и сформирует типичный замкнутый нрав писателя).

Литературный талант Пруста проявился еще в годы учебы в лицее Кондорсе (1882-1889). Совместно с другими лицеистами парень издавал рукописный журнальчик «Сиреневый обзор», в каком в 1886 году возникают 1-ые рассказы молодого гения «Затмение» и «Облака». В 1889 году Пруст кончает лицей и получает степень бакалавра словесности.

Последующие два года (1889 — 1890) Пруст служил в армии в Орлеане. После возвращения в Париж обучается на юридическом факультете Сорбонны. Там он получил ученую степень по юриспруденции, а позднее и из литературы. Во время обучения в институте Пруст стал завсегдатаем парижских салонов, совершив восхождение по социальной лестнице от буржуазных салонов в аристократической гостиной графа Робера де Монтескье-Фезенака. В салоне мадам Арман начинающий писатель познакомился с Анатолем Франсом, с помощью которого смог опубликовать свою первую книжку — сборник рассказов, эссе и этюдов «Развлечения и деньки» (1896), вступление к которому была написана самим А. Франсом. Мэтр французской литературы высоко оценил пробу пера молодого литератора, хотя большая часть критиков резко плохо отозвалась на выход сборника, характеризуя его как произведение дилетанта.
«Развлечения и деньки» создавались как полемика с Гесиодом и его «Трудами и деньками». «Лучше грезить о жизни, чем его проживать» — основная идея сборника, что красноватой нитью проходит через все произведение. Очень принципиально, что уже в этом первом произведении Пруста возникают бессчетные темы, профессионально развитые актером в основном его произведении — «В поисках утраченного времени»: тема снобизма, скоротечной памяти, любви как призрачной ценности. Узкий психический анализ и секундные импрессионистские зарисовки — соответствующие особенности творчества Пруста — в первый раз возникают в «Розрадах и деньках».

В феврале 1907 года Пруст опубликовал в газете «Фигаро» статью, где попробовал проанализировать два понятия, которым предначертано было стать главными в его позднем творчестве, а конкретно — память и чувство вины. Летом 1909 года он написал эссе «Против Сент-Бева»; потом из этого эссе вырос многотомный роман, что его Пруст писал на протяжении всей жизни. В 1913 году роман получил заглавие «В поисках утраченного времени». В январе 1909 года, когда создатель пил чай с черствым бисквитом, в его сознании вдруг промелькнул давнешний детский воспоминание из глубин памяти, который лег в базу романа «В поисках утраченного времени». Он показал рукопись нескольким редакторам, в том числе и Андре Жиду, и они все отклонили его, потому создателю пришлось самому финансировать издание первого тома. 1-ая часть этого мега-романа, «Путь Свана», увидела свет в 1913 году, но прошла мимо внимания критики. Пруст планировал выпустить два последующих тома, но началась 1-ая глобальная война и к тому же умер его личный друг, секретарь и шофер, Альфред Агностелли (он разбился на аэроплане, который подарил ему Пруст). В 1914 году Андре Жид изменил свое решение и предложил Прусту опубликовать его произведение. 2-ой роман, «В расцветающем саду» (1918), был удостоен престижной Гонкуровской премии. Так Пруст внезапно стал известным. Весь цикл состоял из 7 книжек. До собственной погибели от пневмонии в 1922 году Пруст успел опубликовать еще две из их: «В Германтив» (1921) и «Содом и Гоморра» (1921). Другие были размещены посмертно его братом Робе-и ром при участии Жака Ривьера и Жана Польяна, директоров литературного обозрения «Nouvelle Revue Francaise»: «Пленница» (1923), «Исчезнувшая Альбертина» (1925), «Отысканное время» (1927).

В последние годы собственной жизни Пруст интенсивно участвовал в еще одном общественном проекте — он финансировал гомосексуальный общественный дом, в каком расположил мебель, доставшихся ему в наследие от родителей, а управляющим стал его молодой друг. Альбер ле Кузье. Пруст был частым гостем этого заведения, что послужил моделью борделя Жуп’ена в романе «В поисках утраченного времени». Биограф Пруста Джордж Пейнтєр считает, что бичевание закованного в цепи барона де Шарлюса в измышленном Прустом бордели Жюп’ена — «это всего только обычное описание пережитого самим Прустом мазохистского опыта» в заведении Альбера ле Кузье.

Умер Марсель Пруст 18 ноября 1922 года от пневмании в собственной отделанной пробковым дубом спальни, где провел последние годы собственной жизни, стремясь изолировать себя от парижского шума и грязищи.

Популярность Пруста обоснована к тому же тем, что он стал первым современным писателем, который обрисовал гомосексуальность в литературной форме. Его непростой анализ гомосексуальных персонажей собственных романов отдал новый толчок дискуссии на данную тему в отрыве от ее бывшего мед толкования. Будучи геем, который пишет о жизни геев, Пруст сделал и представил на трибунал читателей еще более подробный портрет гомосексуальности, чем это мог бы сделать хоть какой психоаналитик либо ранешние апологеты движения гомосексуалистов за свои права. Более того, его обсуждение гомосексуальности завлекло к данной теме широкую аудиторию и послужило гарантией того, что с того времени были сняты все табу с темы, которая ранее была за семью дверцами. Вместе с творчеством Андре Жида произведения Пруста утвердили статус гомосексуальной темы в мире современной литературы.

В особенности нужно отметить утрату Прустом полноты исторического мышления, достигнутого критичным реализмом: сосредоточив свое внимание на изображении психологии и личной жизни человека, Пруст очень много чего не вожделел созидать в живой истории. Но завлеченного к его роману материала довольно было для того, чтоб подтвердить бесспорный исторический факт: время исторического бытия буржуазного общества истек, и процесс этот необратим.