Menu Close

Мантегю Родс Джеймс — Биография

Мантегю Родс Джеймс - БиографияБританский писатель и ученый (текстолог и библиограф). Один из классиков жанра ghost story – истории о привидениях, хотя он развил этот жанр по-своему, и исследователи молвят про отдельный жанр новеллы “антикварного” детектива.

Уже в младенчестве М. Р. Джеймс больше интересовался старыми книжками, чем детскими играми. Сохранился рассказ о том, как шестилетний Джеймс, заболев бронхитом, востребовал нидерландский Библию XVII века, которая принадлежала другу его отца, и только получив книжку пошел на поправку. Увлечение библейскими книгами сохранилась у грядущего писателя и в школьные годы. При всем этом его в одинаковой мере заинтересовывали исторические и другие “ученые” сведения – и ужасающие, магические подробности (так, чуть не основным аспектом оценки житий святых была количество обрисованных там страданий: “чем больше, тем лучше”).

Искрометно закончив Итон, Джеймс 100ў стипендиатом Царского института в Кембридже, после окончания которого устроился в отдел археологии Фицвильямского музея. Защитив диссертацию “Открытие Святого Петра” (Apocalypse of St. Peter), он читал лекции по теологии в Царском Институте, а с 1889 года 100ў его деканом. С Царским институтом связана и предстоящая работа М. Р. Джеймса: в 1905 он был избран его ректором, а с 1913 по 1915 год был вице-канцлером института. Со временем научные интересы Н. Р. Джеймса сконцентрировалась на палеографии. Ему принадлежит целый ряд научных работ в этой области.

Но энтузиазм к загадочного, потустороннего никуда не пропала – недаром одним из возлюбленных писателей М. Р. Джеймса был классик готическую прозы Джозеф Шеридан Ле Фаню. Под его воздействием М. Р. Джеймс начинает писать собственные новеллы, которые поначалу имели единственную цель – повеселить друзей – и совершенно не предназначались для публикации. Начиная с 1893 года они читались в кембриджском “Обществе болтунов”, куда Н. Р. Джеймс заходил со студенческих лет, и эти чтения всегда были обставлены как типичный обряд. Современник вспоминал, что сначала слушателям Н. Р. Джеймса приходилось подождать его – как будто еще одна новелла дописывалась в последние минутки. “Наконец возникал из спальни с рукописью в руке Минци, потухалиў все свечки, не считая одной, рядом с которой садился. Потом в полумраке он начинал читать строчки, написанные его почерком, который практически нереально было расшифровать, – с большей уверенностью, чем можно было бы ждать” (цит. по: Краснова Н. Доктор в ночной рубашке, или Откуда растут страшные руки и куда глядят страшные глаза // НЛО, 2002, № 6 (58). – С. 290). Загадочная атмосфера, непременно, содействовала нагнетанию кошмара, но и исследователи, и рядовые читатели М. Р. Джеймса в один глас свидетельствуют: даже деньком с книгой в руке тяжело избавиться давящего чувства. При всем этом стиль писателя всегда незначительно (а время от времени и не незначительно) иронический и перенасыщен деталями – при рассказе как о будничные происшествия событий, так и об их “потусторонний” составляющая.

Журнальные публикации этих рассказов появлялись начиная с 1895 года. Издать первую книжку рассказов Н. Р. Джеймса (конкретно так – только с инициалами – он и подписывал свои истории) принудили происшествия. Близкий друг писателя Джеймс Макбрайд проиллюстрировал несколько его новелл, но скоро умер.

Рассказ “Колодец Стонов” был написан в 1927 году для скаутов Итана и прочитан самим Джеймсом летом такого же года в Дорсете. Он вошел в “Собрание историй о привидениях” (1931).