Menu Close

Карел Чапек

Karel Chapek - Карел Чапек
Чешский прозаик, драматург, критик и переводчик. Родился в Малых Сватаневицах около Трутнава, посещал школу в городе Упицы, позднее гимназию в Градце Кралаве. Там он вошел в антыаўстрыйски кружок, за что был исключен, и давучваўся уже в Брне и Праге. В 1915 году закончил философский факультет Карлова института, потом изучал философию в Берлине и Париже.

Из-за заболевания не был призван в армию и участвовал в боях Первой мировой. Но эта война очень повлияла на языка писателя. После обучения некое время работал личным учителем в дворянской семье, но скоро занялся журнальчикистыкай. Работал редактором в журнальчиках “Народные письма” (1917-1921), “Не бойся” (1918-1920) и “Народная газета” (с 1921). Не считая того был драматургом и режиссером Театра на Визаслугах (1921-1923). В 1925-1933 гг. был первым председателем Чехословацкого ПЕН-Клуба.

Литературное творчество Чапэка формировалась под воздействием довоенного модернизма и новых течений евро искусства (“Божьи муки”, “Неловкие рассказы”, стихотворные переводы “Французская поэзия Нового времени”, драма “Похититель”). Понимание того, к каким злодеяниям против главных человечьих ценностей привели наука и познания во время Первой мировой войны, также недоверие к конкретных философских и политических концепций, протест против вмешательства беспощадной власти в естественный порядок природы отразились в его утопически-фантастических драмах (“R. U. R.”, “Дело Макропулас”), в романах с элементами научной фантастики (“Фабрика абсолюта”, “Кракатыт”), в аллегоричных пьесах (“Из жизни насекомых”, “Создатель Адам” — обе с братом Йозефом).

Скептический релятивизм и убеждение в неоднозначности правды он воплотил в поэтической прозе: “Гордубал”, “Метеорит”, “Рядовая жизнь”, “Жизнь и творчество композитора Фолтына”, также в романе, где затрагиваются вопросы силы гуманизма и солидарности, “1-ая компания”. После путешествий по Европе Чапек оставил несколько книжек кочевых фельетонов: “Итальянские письма”, “Английские письма”, “Путешествие в Испанию”, “Зарисовки из Нидерландов”, “Путешествие на север”. Карел Чапек сделал уникальный жанр маленьких детективных рассказов (“Рассказы из 1-го кармашка”, “Рассказы из другого кармашка”), написал “Книжку апокрифов”; не считая того, ему принадлежат бессчетные книжки фельетонов, очерков, эссе, критики. Необходимо подчеркнуть его произведения для малышей: “Девять сказок и еще одна от Йозефа Чапэка как даважак” и “Дашачка, или Жизнь шчаняци”. Во 2-ой половине 1930-х он вновь ворачивается к утопически-фантастического взора на современность в романе “Война с саламандрами”, где иносказательно указывает опасность фашизма и его опасность европейской демократии. Граница меж антыўтопияй и реальностью еще больше миниатюризируется в его последних 2-ух драмах “Белая болезнь” и “Мама”.

Карел Чапек был известен не только лишь как писатель, да и как фотограф и конкретный собиратель. Современники лицезрели в нем человека с активной публичной позицией. С 1925 года он дружил с Томашем Гарыгам Масарыкам, политические и философские взоры которого изобразил позже в книжках “Беседы с Т. Г. Н.”, “Молчание с Т. Г. Н.”, “Рядом с Т. Г. Н.”. Бессчетные эссе по публичным вопросам Чапек писал в протяжении всей жизни, отметим отдельную книжку “Про общие вещи, либо Zoon politikon”. Как личную трагедию переживал писатель “мюнхенский сговор”, но стремительно осмыслив сложность предпринятых властями шагов и даже защищал их в публицистике; через это он на некое время стал объектом политических атак. Последние три года жизни провел в Старой Гути около Добржыша, где и погиб. Похоронен на Вышеграде в Праге.