Menu Close

Георг Гайм

Georg Haym - Георг Гайм
Родился 30 октября 1887 года в Хиршбергу (Нижняя Силезия, сейчас Яленя Гура (Jelenia Gora) (Польша) в семье юриста Германа Гайм. Изучал право в Вюрцбурге и Берлинском институте имени Гумбольдта, но профессию отца не мог терпеть, о чем свидетельствуют записи в его дневниках. Некое время желал стать военным и пробовал вступить в Эльзаски пехотны полк, но разрешение пришло только после погибели поэта 16 января 1912 года на реке Хафэль, где Гайм катался на коньках вкупе со своим другом – поэтом Эрнстом Бальке (1887-1912), которому предназначил стихотворение “Умиротворение” (Die Ruhigen); оба утопли.

Георг Гайм вкупе с Эрнстом Штадлерам и Георгом Траклем является главный фигурой ранешнего экспрессионизма, который в Германии и Австрии вообщем вытерпел недолго. Писать Гайм начал в 12 лет (новеллы, драмы). При жизни поэта был издан только один его поэтический сборник под заглавием “Нескончаемый денек” (Der ewige Tag, 1911), в который вошли стихи, сделанные начиная с 1910 года; из стихов, написанных ранее, поэт включил в сборник только один. Два последующие поэтические сборники – “Umbra Vitae” (подготовлен Гаймам) и “Небесная катастрофа” (Der Himmeltrauerspiel) – были изданы посмертно, как и сборник новелл “Вор” (Der Dieb). В 1933 году книжки Гайм как принадлежащие к “дэгенератыўнага искусства” – экспрессионизма – горели на костре совместно со многими другими. Полное собрание сочинений Гайм был издан в 1960-х годах.

Для германской поэзии Георг Гайм был одним из числа тех, кто 100ў создателем нового поэтического языка, новых образов. Новизна последних – не в их оригинальности, практически они все напрочь чужие. Источниками образов Гайм делались и стихи предшественников – Гельдерлин, Гете, Рембо (пожалуй, самый хрестоматийный пример – стихотворение “Офелия”), Бодлера, Виона, Китса, Гробе и многих других, – и современников – Р. М. Рильке, С. Георге, Р. Дэмэля и других, – и картины, например, Брейгеля, Ван Гога либо Фердинанда Ходлера, и философские работы Ницше либо Шапэнгаўэра, и графика живописцев эры fin de siecle (Генрих Клей, Альфред Кубин, Фелисьен Ропс и др.), библейская мифология, древная Греция либо Старый Восток (который, кстати, заинтересовывал многих экспрэсияни100ў, а Гайм даже записался в 1911 году на Восточный факультет Берлинского института, чтоб учить японский язык и в дальнейшем переводить с нее), карикатуры либо газетные сообщения – что заўприменима. Новизна образов – в их преломлении в творчестве поэта. Вещности, материальности образов, статичность, столкновение конца с началом, времени с вечностью, апокалиптические картины мира, который находится на грани смерти, отказ от прямого лирического выражения (Aussage; в стихах поэта практически никогда не звучит поэтическое “я”) в купе с классической формой – только немногие черты произведений Гайм, без которого нямецкамоўная поэзия ХХ века наверняка была бы совершенно другой.