Menu Close

Филиппо Томмазо Маринетти

Филиппо Томмазо МаринеттиФилиппо Томмазо Маринетти — итальянский писатель, основоположник и теоретик итальянского футуризма.

Родился в Египте. Обучался в Александрии и Париже, где получил высшее юридическое образование. Но он решил никогда не работать по профессии и отдался литературному творчеству.

Маринетти начинал как поэт свободного стиха.

В 1909 году опубликовал свой 1-ый “Манифест футуризма”, в каком прозвучала авангардская эстетическая программка с рядом идеологических моментов: освобождение от “мертвой культуры” прошедшего, от гуманистических эталонов, создание “динамической литературы грядущего” — “futuro”, что будет воспевать машинную технику, войну как “единственную гигиену мира”. Марынетти — создатель целого ряда манифестов, подписанных фактически всеми деятелями искусства: “Убьем лунный свет” (1909), “Футуристический манифест по поводу итальянско-турецкой войны” (1911), “Технический манифест футуристкой литературы” (1912), “Программка футуристкой политики” (1913. Посреди манифестов выделяется “Манифест футуристической кухни”, который в определенной степени посвящен модернизму.

В футуристическом и моральном русле Маринетти предлагает упростить театр, заменив его мюзик-холлом, сложные живописные техники — примитивизма. Маринетти предлагает идею освобождения сознания от логически-вербального диктата, соответственно, он добивался ликвидирования синтаксиса. Результатом отказа от стереотипов старой рациональности должно стать понимание того, что на замену “правлению человека” придет “время техники”. Техно утопия заключается в финишном гармоническом синтезе человека и машины, в каком машина доминирует над человеком. Эта концепция породила идею человека как винтика системы. Парадигма нивелирования индивидума как “винтика” в механизме общего счастья повлияла на формирование всех ранних базисных форм тоталитаризма.

Маринетти организовывал футуристические кружки среди националистической молодежи, ездил с пропагандистскими лекциями по различным странам мира. Агитируя за роль Италии в Первой мировой войне, сам пошел на нее добровольцем. С 1919 года Маринетти — единомышленник Муссолини, провозгласивший единство итальянского футуризма и фашизма. С приходом Дуче к власти, получает звание академика, а футуризм становится официальным искусством фашизма.

Маринетти существенно воздействовал на становление модернистской концепции искусства, а именно, на динамизм и дивизиянизм Дж. Балла и В. Бачони, симультизм Дж. Северини, “создание вещей” в pop-art, художественную технику “авангарда новейшей волны” — художественные конфигурации в ландшафте.