Menu Close

Ф. М. Достоевский: Преступление и наказание как полифонический роман

6008318516 - Ф. М. Достоевский: Преступление и наказание как полифонический романВ ряду «великих романов» Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» занимает своё, совершенно особое место, и уникальность эта во многом определяется новаторством художественной формы выдающегося произведения русской классической литературы.»Полифоническим романом» назвал «Преступление и наказание» литературовед М.М.Бахтин, и, пожалуй, невозможно более точно обозначить сложную, многогранную структуру этого творения Достоевского.

«Мир равноправных сознаний»-вот что, по мысли М.М.Бахтина, составляет внутреннюю суть романа, его стержень.»Преступление и наказание», на мой взгляд, можно сравнить с морем, бесконечно волнующимся, перекатывающим волны, то тихие, еле ощутимые, то внезапно вздымающиеся и пугающие. И это море- человеческие души, пытающиеся определить свое предназначение, понять своё «я» в невообразимо сложном кипении человеческих страстей. Голоса героев, их размышления, диалоги, весь материальный и нематериальный мир, наполняющий роман, голос самого автора- всё это равноправно сосуществует в произведении, наполняя его равнозначимыми точками зрения, создавая картину людского мира, пытающегося осознать смысл своего бытия. Все мнения, все точки зрения имеют равное право на существование, ни одной из них не отдаётся приоритет, в том числе и авторской. Каждая из позиций, каждая из высказанных мыслей-лишь одна ряду многих, как каждая волна в бушующем море- лишь одна из сонма волн. Чувства и мысли героев, их внутренние монологи и их диалоги вплетены в канву романа и составляют ту самую полифонию, о которой говорит М.М.Бахтин.

Человеческая личность у Достоевского ни в коем случае не статична и это, пожалуй, главная составляющая творчества писателя, как, впрочем, и всей русской классики. Мятущаяся, рефлексирующая душа, поднимающаяся ли к вершинам духа или скатывающаяся на самое дно мрачных «подземелий»- вот что такое герой Достоевского.»Душа моя мятежная душа, Она сама с собою в споре»-извечная тема русской литературы, выраженная в стихотворении поэта Ф.Сологуба (1896). «Взлечу ли к небесам, иль погружусь в земную смуту»- эта проблема терзает и героев Достоевского.
В романе создана система образов, каждый из которых, имея свой, совершенно отличный от других жизненный опыт и свою вытекающую из этого опыта точку зрения, взаимодействует с другими образами, точки зрения сталкиваются и влияют друг на друга, оставаясь при этом автономными и равноценными. Автор не выносит свой вердикт, не даёт оценок. Итоговую «оценку» выносит само произведение в целом, как совокупность всего общечеловеческого опыта, как совокупность личностных терзаний всех героев. И в этом столкновении противоречий перед нами предстаёт главный герой романа Родион Раскольников, в каждый момент своего бытия как бы отвергающий свой же собственный предыдущий опыт в бесконечных попытках определить своё место, своё «право» в этой жизни.

Произведение насыщено диалогами, и это одна из главных составляющих полифонии. Причём диалогами и внешними, и внутренними. Абсолютно всё в романе многогранно, всё сталкивается в противоречиях. Главный оппонент Раскольникова в романе Соня Мармеладова. И Родион, и Соня поставлены жизнью в жесткие, нечеловеческие условия, и Соня-даже в более жесткие, однако мировоззрение героев кардинально противоположно. Совершенно разные системы ценностей жизни, совершенно разное понимание предназначения человеческой души на земле противоборствуют в романе. Соня Мармеладова обладает той внутренней гармонией, которая, по сути, есть связь с Богом, связь с миром, которая есть смирение перед «крестом», возложенным на человека Создателем, и готовность нести этот «крест»: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо…» Недаром Соня «страшна была» Раскольникову, который внутренне терзался сомнениями насчет правильности своей жестокой и страшной системы ценностей, рвущей связь с Творцом, разрушающей гармонию. Раскольников никогда не примет позицию Сони, как и Соня никогда не примет идеологию Раскольникова, но именно в этом и есть главная идея автора, его концепция понимания мира как системы противоречий и противоборств. Полифония, многоголосие-литературное кредо Достоевского.

Система диалогов как противоборства различных мнений очень интересно построена у Достоевского. Если Соня и Порфирий Петрович — открытые оппоненты Раскольникова, то Свидригайлов в этой цепи противоборств-звено провоцирующее, иронизирующее, снисходящее, не стоящее ни на одном из противоположных полюсов «добра» и «зла». Нет у этого героя «полюсов», он будто бы стоит вне всякой морали. Когда же Аркадий Иванович почувствовал желание вступить в мир совершенно иных ценностей, свой страшный смертный грех он искупил ценой собственной жизни. Прямого столкновения Раскольникова со Свидригайловым в романе нет, но «принятие» Раскольникова Аркадием Ивановичем, снисхождение к нему, ироничное одобрение всё это тоже влияет на отречение Раскольникова от самого себя, ибо он не нравится себе таким, каким нравится Свидригайлову.

Таким образом, позиции Раскольникова, Сони, Мармеладова, Свидригайлова, Порфирия Петровича, Катерины Ивановны, Лужина и самого автора романа никогда не сольются, никогда из этого многообразного противоречия не вырисуется какая-либо определенная схема, не будет вынесен «вердикт». Достоевский, в отличие от, например, Льва Толстого, не занят поиском истины, не ищет «рецептов». Его задача-проникновение в сложнейшую и постоянно рефлексирующую сущность человека, в глубины подсознания. Достоевский не ищет, он изучает. Полифония, многоголосие без выделения приоритетного мнения-вот метод, который избрал Достоевский для осуществления своей идеи исследования глубин человеческой психики в условиях глубокого национального духовного кризиса.