Menu Close

Джорж Ноэл Гордон Байрон — Биография — актуальный и творческий путь

Джорж Ноэл Гордон Байрон - БиографияДЖОРДЖ НОЭЛ ГОРДОН БАЙРОН
(1788 — 1824)

Байрон родился 22 января 1788 года в Лондоне в знатной, но совершенно обедневшей аристократической семье. Британский поэт принадлежал к старому британскому роду, а по линии мамы, урожденной Гордон, был прямым потомком короля Шотландии Якова И. Его отец, который вел безпутную жизнь (прозвище «Mad Jack»), промотав остатки собственного имущества и приданое супруги, бежал во Францию, спасаясь от кредиторов, где и погиб, когда Байрону было три года. Мама, была практически лишена средств к существованию, отвезла отпрыска на свою родину в Абердин. В 1798 году после погибели двоюродного деда Байрон унаследовал титул лорда и родовое поместье — Ньюстедське аббатство. В 1801 году Байрон поступил в аристократической школы Хароу; в 1805 году — в Кембриджский институт.

В декабре 1806 Байрон издал 1-ый сборник стихов («Fugitive Pieces»), которые, по совету друга, который считал отдельные стихи очень чувственными, изъял из реализации и уничтожил. Скоро в свет вышло 2-ое издание этого сборника. Оба издания появились без ссылки на авторство. В первый раз свое имя Байрон поставил на сборнике «Часы досуга», которая увидела свет в июне 1807 года.
В январе 1808 года на страничках влиятельного «Эдинбургского обозрения» была написана рецензия. Критик, ознакомившись со стихами, указал на то, что они: незрелые и подражательные. Байрон сделал свою первую и самую неудачную попытку сделать по примеру других романтиков образ-маску: юноши-поэта, поэта-аристократа. Образ был сконструирован с внедрением новейших романтических мотивов: в привязанности к родовому замку («Прощание с Ньюстедом») было что-то от вальтер-скоттовского средневековья; в страсти к мемуарам — от присущей Вордсворту мечтательной самоуглубленности; в любовных стихах, героини которых прячутся за измышленными именами Еми, Каролины, угадывался воздействие Т. Мура.

Но за пределами сборника осталось то наилучшее, что уже было написано и что вот тогда писал Байрон. К примеру, стихи, обращенные к Мэри Чаворт: «Отрывок, написанный скоро после замужества мисс Чаворт», «Воспоминание»,- свидетельство юношеской любви поэта, навечно остались в его стихах как 1-ое и самое искреннее чувство.
Признание, внезапное в устах поэта-романтика, но оправдано Байроном, который отдавал предпочтение романтичной биографии над романтичной фантазией. Другие представляли экзотичные чудеса Востока, а Байрон сделал туда путешествие и оценил все пристальным взором политика. Другие бунтовали в воображении, а он поначалу в собственных парламентских выступлениях и стихах поддержал разрушителей станков — луддитов, восставшую Ирландию, а позднее сам принял роль в комплоте итальянских карбонариев и в греческом восстании. Он лицезрел себя сначала политиком, публичным деятелем, а уже позже — поэтом, хотя поэзия была его самым значимым публичным деянием. Отсюда и скептическое отношение к романтизму в целом. Байрон не принял современного романтизма, хотя большая часть его выступлений против Вордсворта, Саути, Мур, В. Скотта имели личный нрав. Разразившийся Скандал не застал Байрона в Великобритании. В июне 1809 года он отправился в двухлетнее путешествие по Средиземноморью. В июле 1811 года Байрон возвращается в Великобританию и признает, что сатира его была очень резкой, и извиняется. Но далековато не все в ней можно разъяснить минутным раздражением. В ней есть оценки, от которых Байрон не откажется. Он не воспринимает, на самом деле, головного — роли поэта, какой она представлялась романтикам. Для него поэт не колдун, не баладник, не одинокий мечтатель, а оратор, общественная личность. Это он подтвердит и другим своим манифестом, что его он привез из восточной путешествия,- поэмой «Из Горация».
Байрон присваивал ему огромного веса, но разочаровал собственных друзей, которые возлагали надежды получить от него что-то другое. их ожиданиям больше соответствовали две 1-ые песни новейшей поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», работа над которым началась еще осенью 1809 года, в Албании, где поэт в первый раз понял необходимость закрепить в поэтической форме свои воспоминания от путешествия.

3-я и 4-ая песни будут связаны с другим путешествием Байрона — с его странствующим жизнью после того, как 25 апреля 1816 года он будет обязан навечно покинуть Великобританию. Это было вызвано окончательным разрывом с английским светским обществом после того, как его оставила супруга Анабела Мильбенк сразу после рождения дочери Ады.

Английский период (1812-1816) — время романтичной славы, годы фуррора, оказались для поэта томным испытанием. Остаться собой, жить собственной жизнью полностью ему не удавалось.

В 1812-1813 годах Байрон сделал принципиальные выступления в палате лордов, но ему стремительно надоела парламентская комедия. Я выступил там трижды, но не думаю, что из меня выйдет оратор» («Ежедневник», 14 ноября 1813 года). Было написано им несколько острых политических стихотворений — отклик на то, что происходит, но в целом поэзия тех лет производила воспоминание, что неудовлетворенность своей жизнью английского денди заставляла его гневно кидать героя в столкновение с миром, на мятеж против него.
Конкретно в эти годы Байрон делает цикл так именуемых восточных поэм, разрабатывают уже найден в «Чайльд-Гарольди» новый жанр лисичанской поэмы, трудно выстраивает дела меж создателем и героем. В новеньком цикле создатель незначительно отступает в тень и с большей либо наименьшей последовательностью ведает историю собственного героя. Историю, в какой практически всегда является центральным любовный эпизод. Поэмы утвердили за Байроном славу отчаянного одинокого, романтика, их сразу переводили на другие языки, в том числе и на российском: «Гяур» (1813), «Абидоская жена» (1813), «Пират» (1814), «Лара» (1826), «Осада Коринфа» (1816), «Паризина» (1816).
В героях восточных поэм читатели узнавали самого Байрона. Создавались достойные внимания легенды, согласно которым все, что происходило с героями, бывало и с создателем. Герой Байрона поглотил в себя различные романтические черты, как будто растворившись в биографии и виде самого поэта. Тиражирование этого героя, общее подражание его в жизни и в литературе сделали течение «байронизм».

Сложность, с которой различали создателя и героя, проявлялась в необычности самой формы — лисичанской поэмы, которую сделал Байрон. Но новизна формы была следствием новейшей личности, что конкретно отразилось и на лирических циклах английского периода. Он начинается шестью стихами, объединенными под условно-греческим дамским именованием «К Тирзи» и посвященного умершей даме. В ней время от времени пробуют угадать какое-то конкретное лицо, «безымянную» либо «сокрытую» любовь, но биографический привод имеет более широкий смысл, передает атмосферу и происшествия личной жизни Байрона после его возвращения в Великобританию.

Первого августа 1811 года погибает мама поэта, с которой его связывали дела томные, но близкие. Потом в течение 2-ух месяцев он получает известия о погибели нескольких друзей с Хароу и Кембриджа. Цикл «К Тирзи» — один из первых для Байрона в поэмах и драмах образов обреченной любви, что гибнет.
Вторым принципиальным лирическим циклом тех лет был ряд стихотворений, объединенных личностью Наполеона. Поначалу в связи с его отречением 6 апреля 1814 года за один денек пишется большая «Ода Наполеону Бонапарту». Годом позже он пишет такие произведения: «бегство Напалеона с острова Эльбы», «Ода с французского», «Звезда Знатного легиона», «Прощание Наполеона».

Лирическим окончанием этого периода жизни Байрона были стихи, обращенные к сводной сестры Августы Ли: «Стансы к Августы», «Послание к Августы»,- одной из немногих, кто не покинул поэта. Стихи были написаны уже в Швейцарии, куда Байрон поначалу отправился после разрыва с супругой. Месяца — с мая по октябрь 1816 года, проведенные там, были духовно томным временем для Байрона и в то же время творчески плодотворным. Сразу возникает сборник, объединивший стихи и новейшую поэму,- «Шильйонський арестант». В те же месяцы написаны маленькие лирические поэмы: «Мрак» и «Сон», что обосновывают мрак и безысходность романтичного сознания до апокалиптического видения общей смерти. Он также пишет философскую драму «Манфред», что ее начал в Швейцарии и, которая кое-чем припоминает «Фауста» Гете, хотя, совместно с тем, и полемизирует с этим произведением.
Месяца, что их Байрон провел 1816 года в Швейцарии, не были для поэта одинокими. На это время выпадает его встреча и совместное проживание на вилле Диодат с П. Б. Шелли. Там у Байрона появляется роман с его свояченицей Клер Клермонт. В январе рождается дочь Алегра (погибла в 1822 году).

В ноябре 1816 года Байрон переезжает в Италию, где поначалу останавливается в Венеции. Потом, после встречи с Терезой Гвичиоли, живет с ней в Равенне (декабрь 1819г.). Преследуемый за свои связи с карбонариями милицией, Байрон в октябре 1821 года едет в Пизу, а через год поселяется в Генуе.

Если 2-ая песнь «Паломничества Чайльд-Гарольда» была полна мемуаров о величавом прошедшем Греции, то 4-ая, последняя песня, посвященная прошедшем Старого Рима и Италии.. Итальянские воспоминания обостряют историческое чувство Байрона. В это время он пишет маленькие поэмы «Жалоба Тасо» и «Предсказание Данте»( 1819). В 1818 году была сотворена историческая поэма «Мазепа». После переезда в Равенне в доме графа Гвичиоли, втянут карбонариями в конкретные деяния, Байрон начинает цикл исторических трагедий: «Марино Фал’єро» (1820), «Сарданапал» (1821), «Оба Фосцари» (1821). Два сюжета из истории средневековой Венеции, 3-ий — с Старого Востока. В вступлениях к этим пьес Байрон уже в который раз подтвердил свою страсть к искусству классицизма, обещая выполнение его условностей прямо до правила 3-х единств.

Возрастающий энтузиазм Байрона к истории распространяется и на современную историю. Его, по-прежнему, интересует все, что происходит в Великобритании. Он поддерживает политический журнальчик Ли Ханта «Либерал» (1822-1823), в первом номере которого публикует свои сатиры, «Видение суда» и «Бронзовый век» (1822-1823). Параллельно
с ними до самого отъезда в Греции он продолжает работать над «Дон Жуаном» (1817-1823).

Работа эта началась скоро после приезда в Италии. ее тон совпадал с первой итальянской поэме — «Бепо» (1817), что искрится всеми красками венецианского карнавала, многие игры воображения, страстей, но не катастрофических, роковых, а легких, торжественных. В таком же игровом, пародийном ключе, но еще серьезнее по теме писался «Дон Жуан».

Литературная репутация Байрона на родине никогда не была таковой значимой, как в странах континентальной Европы. Наверняка отдал себя знать конфликт Байрона и обвинения его в не патриотизме, что, в итоге, и принудило его покинуть Великобританию. Но там не увидели головного, в чем никак нельзя отказать величавому поэту — в значимом восстановлении самого языка, в открытии новых способностей, о чем сладкоречиво свидетельствуют наилучшие эталоны зрелой лирики Байрона, к которым принадлежит и последнее его стихотворение — «Деньком, когда мне исполнилось 30 6 лет». Эти стихи написаны уже в Греции, куда Байрон отправился в июле 1823 года, чтоб принять роль в восстании против турецкого владычества. И там, на старой земле возлюбленной им Эллады, он скоро погибает весной 1824 года от лихорадки, не оставив собственного боевого поста.

Вся Европа была взволнована известием о том, что в греческом городке Мисолунги погиб лорд Джордж Ноэл Гордон Байрон, командир 1-го из повстанческих отрядов и более прославленный поэт той эры. А через некое время австрийская милиция нашла в подвалах дома Байрона в Генуе склад орудия — поэт и вояка продолжал свою борьбу с деспотизмом и после погибели. Чувства, охватившие весь европейский мир при известии о погибели Байрона, очень понятны: этой погибели предшествовало жизнь настолько бурное и яркое, что, видимо, ему тяжело найти нечто схожее во всей мировой истории.
Байрон навечно остается в художественной памяти населения земли как олицетворение неукротимого рвения к высшим духовным ценностям, к миру, в каком человек не будет подавлять человека.