Menu Close

Богдан-Игорь Васильевич Антонич

Богдан-Игорь Васильевич АнтоничУкраинский поэт, прозаик, переводчик, литературовед, “влюбленный в жизни язычник”. Через официальный запрет широкую известность его произведения получили исключительно в середине 1960-х годов. Но при всем этом Антонич сделал сильное воздействие на современную украинскую поэзию.

Родился Богдан-Игорь Антонич 5 сентября в селе Новица Гарлицкага уезда (сейчас Польша) в семье священника Василия.

Перед рождением единственного потомка семья сменила фамилию Кит на Антонич. Изначальное образование Игорь получил дома, под наблюдением личной учительницы. Ещё ребенком он начал писать стихи. Продолжал писать и в средней школе, но так как обучение в школе велось по-польски и в главном польским было его окружение, то и его юношеские произведения были написаны на польском языке.

На протяжении 1920-1928 лет учился в царской гимназии гуманитарного типа имени Царицы Софии в Сянку, где прочел в польском переводе всех нобелевских лауреатов.

В 1928 году Антонич поступает в Львовский институт им. Яна Казимира, где изучает польскую филологию на философском факультете. Этот шаг в его жизни имеет очень принципиальное значение для расцвета его творческой деятельности. Хотя институт и был польским, огромное количество его студентов составляли представители украинской интеллигенции. Конкретно они и поощряли юного поэта писать по-украински и помогали выучить украинский литературный язык. 1-ые свои украинские стихи Антоныч написал в колесе львовского студенчества.

В Львове поэт начал интенсивно вливаться в общественно-политическую жизнь столицы Западной Украины, стал членом кружка студентов-украинцев при Научной секции Общества приверженцев просвещения, начал рьяно учить нюансы украинского языка, интересуясь не только лишь словарями и учебниками, да и произведениями поэтов Русской Украины.

1-ый свой стих Антонич напечатал в 1931 году в журнале “Вогни”. После чего его произведения появлялись в почти всех повторяющихся изданиях. В том же 1931 году выходит 1-ый сборник поэта “Приветствие жизни” (“Привитання життя”), который и заинтересовал львовскую литературную общественность. В этой книжке юный поэт “прошел” через все литературные искушения – от неоклассики до футуризма, – чтоб отыскать свое.

Сразу поэт работал над книжкой религиозной поэзией “Величавая гармония” (“Великая гармония”). По воззрению литературоведа Дмитрия Паўлычки, показательно, что эту книжку он так и не напечатал, так как она – “рудимент традиционного воспитания юный души в традиционном священнической среде – могла бы, кажется, вызвать в бурно растущим таланте чувство стыда за грех фанатичного и еще по-детски догматического собственного “вчерашнего вдохновения”.

В это время, невзирая на активную поэтическую деятельность, также тяжкий процесс усвоения литературного языка, поэт всё таки находит время на работу и в других жанрах литературы и публицистики. Он выступал с докладами про украинскую и иностранную литературу, занимался переводами, писал рецензии на страничках прессы под псевдонимом Заил, спорил про политические и публичные дела, печатал сатирические фельетоны и пародии, в журнале “Даждьбог” вел литературную хронику.

Окончание института в Антонича совпало с выходом его второго сборника поэзии “Три кольца”. Эта книжка вывела Антонича в 1-ые ряды западноукраинских писателей. В ней были уже все художественные черты, философские разветвления, блестящие языковые находки его поэзии. Некие критики считали “Три кольца” наилучшим сборником поэзии Антонича, а кто-то даже учел поэта как создателя одной книжки. В ней поэт “как будто вышел из реки юношества, которой вода смыла следы ученичества и наследования и показала художника, полного воспоминаний первозданной красы и свежести, которые дает человеку, а тем паче художнику, открытие мира” (М. Ильницкий). Этот мир был “рассмеян”, заполненный колоритными красками, обеспеченными звуками, обезумевшими движениями – он вертелся, как веретено – один из центральных образов книжки – рядом с солнцем, весной и перстнем, который и отдал заглавие сборнике, ибо “каким бы щедрым ни казался нам мир Антоничавых ассоциаций, он невольно приводит нас на начальную позицию, и мы убеждаемся, что он замкнут внутри себя, как замкнуто кольцо” (Н. Ильницкий).

После окончания института в 1933 году Антонич занялся литературной деятельностью, с которой и жил. По неким сведениям, он побаивался наставничества, гласил: “Как пойду на практику, а позже на пост, то уже ничего не напишу”.

За период с 1934 по 1937 годы Антонич написал еще три книжки, но только одна из их, “Книжка Льва”, вышла при его жизни – в 1936 году. Две другие – “Зеленое евангелие” и “Ротации” – посмертные издания, датированные 1938 годом.

Умер Антонич на 28-м году жизни. Воспаление слепой кишки привело к очень сильному воспалению легких, которое врачи-таки одолели. Но от лихорадки и долгого напряжения не выдержало слабое сердце.