Menu Close

Анри-Мари Бейль Стендаль — Биография — актуальный и творческий путь

Анри-Мари Бейль Стендаль - БиографияСТЕНДАЛЬ (АНРИ-МАРИ БЕЙЛЬ)
(1783-1842)

Один из выдающихся французских писателей XIX века, Анри Бейль творил под псевдонимом Фредерика Стендаля (Stendhal — заглавие германского городка, в каком родился узнаваемый германский искусствовед XVIII века Винкельман).

Стендаль родился 23 января 1783 года в Гренобле, в семье обеспеченного адвоката. Его дед, доктор и публичный деятель, увлекался мыслями Просвещения и был фанатом Вольтера. Но с началом революции в семье взоры очень поменялись, отец Стендаля обязан был даже прятаться. Мама мальчугана рано погибла, и семья навечно облачилась в траур. Отец не занимался воспитанием отпрыска, доверив его католическому аббату Ральяну. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Потаенно от собственного воспитателя он начал знакомиться с трудами философов-просветителей (Кабаниса, Дидро, Гольбаха). Чтения, также более сильные воспоминания и переживания детских лет, связанные с Первой французской революцией, стали определяющими моментами в формировании миропонимания грядущего писателя. Приверженность к революционным эталонам он сохранил на всю жизнь. Ни один из французских писателей XIX века не отстаивал эти эталоны с таковой страстью и смелостью.

В 1797 году Стендаль поступил в Гренобле к Центральной школы, целью которой было введение в республике муниципального и светского обучения заместо религиозного, и вооружение юного поколения познаниями и идеологией буржуазного страны, что рождалась. Здесь юноша увлекался арифметикой. После окончания курса его выслали в Париж для поступления в Политехническую школу, куда он так и не вступил. Стендаль прибыл в Париж через некоторое количество дней после переворота 18 брюмера, когда юный генерал Бонапарт захватил власть и объявил себя первым консулом. Тогда же начались изготовления к походу в Италию. В 1800 году семнадцатилетний Стендаль вступил в армию Наполеона. Он прослужил в ней более 2-ух лет, а потом подал в отставку и в 1802 году возвратился в Париж со сокрытым намерением стать писателем.

Стендаль был приверженцем идеализации Наполеона, что отразилось и в его творчестве. Но его отношение к Наполеону, в особенности после захвата последним престола Франции и преобразования на правителя, было, но, достаточно критичным. Некие замечания Стендаля свидетельствуют о том, как отлично он осознавал деспотические и узурпаторськое рвение Наполеона и какую опасность он лицезрел в нем для реального духа революции.

Стендаль учавствовал в походе Наполеона в Россию в 1812 году, был в Москве, Смоленске, Могилеве, испытал страхи зимнего отступления французской армии из Рф. Воспоминания о рф были очень сильны. Он лицезрел героизм российского народа, который защищал свою родину, лицезрел также и жестокую произвол самодержавия.

После падения Наполеона и возвращения Бурбонов во Францию Стендаль уезжает в Италию, только наездами бывая на родине. Стендаль полюбил Италию, эта страна сыграла большую роль в формировании взглядов писателя. Его завлекало насыщенная общественная жизнь Италии. В 1821 году происходят восстания карбонариев в ряде городов (Неаполь, Турин). Сострадания Стендаля этому движению отдало основание правительству обвинить его в принадлежности к восставшим и предложить срочно покинуть австрийские владения в северной Италии.

Пребывание в Италии оставило глубочайший след в творчестве Стендаля. Он с увлечением изучал итальянское искусство, живопись, музыку. Эта страна вдохновила его на целый ряд произведений. Это работа по истории искусства «История живописи в Италии», «Прогулки по Риму», новеллы «Итальянские хроники». В конце концов, Италия отдала ему сюжет 1-го из огромнейших его романов «Пармская обитель».

Пребывание во Франции, где правили ненавистные Стендалю Бурбоны, становится для него нестерпимым. Это отношение писателя к реакции и режима Реставрации отыскало свое выражение в его наилучших романах. В 1830 году Стендаль получил от короля Луи Филиппа предназначение консулом в Триест, но его не утвердили, как «неблагонадежного», в Триесте. Стендаль становится консулом в папских владениях в Чивита Веккия. Его смелая, независящая идея, сострадание революции и якобинцам, атеизм, его полны боевого протеста произведения делали идентично томным его пребывания как в Италии, так и у себя на родине.

Стендаль ощущал себя нездоровым, но достаточно нередко ездил из Чивита-Веккии до Рима. В 1841 году с ним случился 1-ый апоплексический удар. Ему дали отпуск, и осенью он опять приехал в Париж, намереваясь пробыть там всего некоторое количество дней. И внезапно его свалил 2-ой удар.

После погибели писателя вокруг его имени критики сделали «комплот молчания». Первым, кто заговорил о него и принудил направить внимание на Стендаля, был Бальзак. Называя Стендаля восхитительным художником, Бальзак утверждал, что осознать его могут только более возвышенные мозги общества.

Творчество Стендаля принадлежит к первому шагу в развитии французского критичного реализма. Стендаль заносит в литературу боевой дух и геройские традиции недавнешней революции. Связь его с просветителями можно следить как в творчестве, так и в его философии и эстетике.

В собственном осознании искусства и роли художника Стендаль идет далее от просветителей и утверждает, что искусство по собственной природе соц, оно служит публичным целям. Это положение Стендаль превращает в боевое орудие против искусства собственного времени, сначала против классицизма. Его искусствоведческие работы были остро публицистические. Одной из основных его работ по литературе является «Расин и Шекспир» (1825).

Стендаль подчеркивает, что живописец только тогда делает свое предназначение, когда он ведет за собой общество. Если живописцы действуют в одиночку, не связанные с массой, они тогда — ничто.

Эстетические положения просветителей Стендаль развивает в новых исторических критериях — после Французской революции 1789 — 1794 годов, в период революции, опять назревала, 1830 года. Через все произведения проходит идея о значимости исторических сдвигов, которые безизбежно отражаются в искусстве. Все его статьи по искусству проникнуты чувством нового. С каждой новейшей исторической эрой изменяется понятие красы, гласит Стендаль. То, что казалось неплохим людям XVII века, уже не может казаться неплохим тем, кто пережил революцию 1789 года. Изменяется также и историческая роль писателя. Ценность писателя, убежден Стендаль, определяется не тем, как отлично он исследовал классиков, искусство прошедшего, а тем, в какой степени он участвовал в революционных событиях, в публичной жизни собственного времени. Главную ошибку классицистов Стендаль лицезреет в том, что они желают сохранить то искусство, которое сложилось еще за длительное время до революции. Новым направлением он считает романтизм — как новое искусство, что ведет борьбу со всем отсталым, отживающим.

Очередное принципиальное положение: искусство должно быть правдивым. В романе «Красноватое и темное» он охарактеризовывает роман как «зеркало, которое проносят по большой дороге». Если дорога грязная, если на ней есть лужа, это безизбежно отразится в этом зеркале, и зря было бы инкриминировать зеркало в том, что оно отражает точно; нужно инкриминировать дорогу, либо, точнее, смотрителя дороги, в том, что он плохо хозяйничает на ней».

В конце концов, последний тезис — это необходимость обучаться у Шекспира. Стендаль пишет, что романтики никогда не рекомендуют прямо подражать драмы Шекспира. Этому величавому человеку нужно подражать в манере учить мир, посреди которого мы живем, так как он дает своим современникам конкретно тот жанр катастрофы, что им нужен.

Таким макаром, в собственных эстетических взорах Стендаль является учеником и продолжателем просветителе и их учение он развивает в новых исторических критериях, что накладывает резкий отпечаток на его взоры и образы, придавая им нового свойства. Все требования к искусству он ставит в зависимость от задач, которые выдвигает революция.

Связь Стендаля с просветителями можно проследить и в области философии,- он был учеником просветителей-материалистов Дидро, Гельвеция, Кабаниса. Особенное место в философских взорах Стендаля занимает вопрос о человеке. Подобно просветителям, Стендаль утверждает, что человек должен гармонически развивать все заложенные в нем возможности и силы и направлять их на благо родины, родного края, общества. Способность к большому чувству, к героизму — вот свойства, которые определяют всеполноценную личность. Исключительное место в его философии и творчества занимает неувязка страсти. В осознании Стендаля страсть никогда не противоречит разуму, а находится под его контролем. Герои романов Стендаля часто выступают такими же рационалистами в собственной любви: Жюльен Сорель, Фабрицио, Сан-северина, даже окутанные сильной страстью, всегда способны оценить свое чувство, свои поступки, подчиняя их разуму.

Итак, в литературу XIX века Стендаль заносит боевой дух века и революции, веру в разум, в гармоническую личность, культ сильных страстей. Но отстаивая эталоны революции, он обязан делать вид, что эти священные для него эталоны далеки от современности, в какой торжествует проза буржуазного стиля жизни. Геройское становится ненадобным в практике буржуазных отношений, там, где царствует безвыходная тупость, погоня за наживой, карьеризм. В этих критериях человеку сильных страстей, которая хочет геройского, нет места, и она безизбежно вступает в противоречие с буржуазной реальностью. В этом и заключается катастрофа основных героев Стендаля. В 20-х годах Стендаль пишет восхитительную новеллу «Ванина Ванини», вошедшая позже в «Итальянские хроники». В ней раскрывается эпизод из истории революционно-демократического движения карбонариев в Италии.