Menu Close

Анатоль Франс

Анатоль ФрансАнатоль Франс (истинное имя Франсуа-Анатолий Тибо) – французский писатель и литературный критик.

Родился 16 апреля 1844 года в Париже. Его отец был обладателем книжного магазина, что специализировался на литературе, посвященной истории Великой французской революции. Анатоль Франс с трудом окончил иезуитский институт, где обучался очень без охоты, и, провалив пару раз выпускные экзамены, сдал их исключительно в возрасте 20 лет.

В 1866 году Анатоль обязан был сам зарабатывать на жизнь и начал карьеру библиографа. Равномерно он познакомился с литературной жизнью тех пор и стал одним из важных участников парнаскай школы.

Во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг. Франс некое время служил в армии, а после демобилизации продолжал писать и делать редакторскую работу.

В 1875 году у него появилась 1-ая реальная возможность проявить себя в качестве журнальста, когда Парижская газета Le Temps заказала ему серию критичных статей о современных писателях. Уже в будущем году он сделался самым значимым литературным критиком этой газеты и начал вести свою рубрику под заглавием “Литературная жизнь”.

В 1876 году его назначили заместителем директора библиотеки французского Сената и в течение последующих 14-ти лет он занимал эту должность, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. Известность ему принес роман “Грех Сильвестра Боннара” (Le Crime de Silvestre Bonnard), размещен в 1881, – сатира, где отдается предпочтение легкомыслию и доброте, а не грозной добродетели.

В последующих повестях и рассказах Франс с большой эрудицией и узким психическим чутьем воссоздает дух различных исторических эпох. “Харчевня царицы Гусиные лапки” («La Rotisserie de la Reine Pedauque, 1893) – сатирическая повесть во вкусе XVIII века, с уникальной центральной фигурой аббата Жерома Куаньяра, он благочестив, но ведет греховную жизнь и оправдывает свои “падения” тем, что оно увеличивает в нем дух смирения. Такого же аббата Франс выводит в романе “Суждения Жерома Куаньяра” (Les Opinions de Jerome Coignard», 1893).

В ряде рассказов, а именно, в сборнике (L’Etui de nacre, 1892), проявляется яркая фантазия Франса. Его возлюбленная тема – сравнение языческого и христианского мировиденья в рассказах про 1-ые века христианства либо преждевременное Возрождение. Лучший эталон такового произведения – “Святой сатир” (Saint Satyr).

В 1896 году Франса выбрали членом Французской академии.

В 1898 году он принял самое активное роль в деле Дрейфуса. Под воздействием Марселя Пруста Франс первым подписал известное письмо-манифест Эмиля Золя “Я обвиняю” (J’accuse). С сих пор Франс стал значимым деятелем реформистского, а позднее – социалистического лагеря, участвовал в организации народных институтов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс сделался близким другом фаворита сацыялистав Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

В более поздний период творчества Франс начал серию типичных острополитических по содержанию романов под общим заголовком “Современная история” (Histoire Contemporaine). Измышленная фабула переплетается в этих романах с действительными публичными событиями, с изображением избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии, инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Вместе с этим описываются научные изыскания и отвлеченные теории кабинетного ученого, неурядицы в его домашней жизни, измена супруги, психология испуганного и довольно близорукого в актуальных делах мыслителя.

Последующее произведение писателя, двухтомная исторический труд “Жизнь Жанны Дарк” (Vie de Jeanne d’arc, 1908), написанный под воздействием историка Эрнеста Ренана, была плохо принята публикой.

Зато пародия на французскую историю “Полуостров пингвинов” (l’Ile de pingouins), опубликованная также в 1908 году, была принята с огромным энтузиазмом. В “Полуострове пингвинов” близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и прозвал их, чем вызвал массу сложностей на земле и на небесах. Франс обрисовывает появление личной принадлежности и страны, возникновение первой царской династии, средние Века и Возрождение. Большая часть книжки посвящена современным событиям: попытке переворота. В конце даются сумрачные пророчества грядущего: власть денежных монополий и атомный терроризм, разрушающих цивилизацию.

Последующее огромное художественное произведение писателя, роман “Боги жаждут” (Les Dieux ont ai soif, 1912), посвященный французской революции. Роман “Восстание ангелов” (La Revolte des Anges, 1914) – это соц сатира, написанная с элементами игровой мистики. На небесах царствует не всевышний Бог, а злой и неидеальный Демиюрг, и сатана обязан поднять против него восстание, которое есть собственного рода отражением общественного революционного движения на Земле.

После этой книжки Франс стопроцентно обращается к автобиографической теме и пишет очерки о детстве и молодости, в которые позднее вошли в романы “Небольшой Пьер” (Le Petit Pierre, 1918) и “Жизнь в цвету” (La Vie en fleur, 1922).

В 1921 году он получает Нобелевскую премию по литературе (“В признание сверкающих литературных достижений, отмеченных как благородством стиля, так и глубочайшей симпатией к человеку, изяществом и постоянным характером”). Также он был членом Французского географического общества.

В 1922 году его произведения были включены в католический “Индекс нелегальных книжек”.

Анатоль Франс умер в Сен-Сир-Сюр-Луаре 12 октября 1924 года.