Menu Close

Адские машины — Анджелы Картер

Адские машины - Анджелы КартерАнджела Картер – писательница, журналист, драматург, критик – одна из более провокационных фигур в британской литературе. 1-го представления или однотипного взора на ее произведения никогда не было. Многие читатели не смогли победить и несколько страничек, другие читают и перечитывают произведения А. Картер по пару раз. В чем причина таких противоречий? Отчасти ее можно разъяснить биографией писательницы, ее литературными (художественными) пристрастиями. В творчестве Анджелы Картер смешиваются реализм, сюрреализм, научная фантастика, готические элементы, феминизм, но ни один из этих направлений в отдельности не представляет полного спектра ее творчества.

Анджела Картер родилась в 1940 году в Истбурне в семье сациалиста. Во время войны бабушка перевезла ее в Южный Йоркшир. Все дамы в семье писательницы были сильными личностями, искренними и прагматичными, но это не выручило Картер от подростковой анорексии, спровоцированной низкой самооценкой. Во время обучения в Бристальском институте А. Картер вела богемную ночную жизнь: проводила время в кафе в прокуренной атмосфере поэтических чтений. В то время она изучала психологию и антропологию, интересовалась творчеством А. Рембо и Rasina, как и французской литературой в общем, также работала в газете Croydon Advertiser: писала статьи и рецензии. В 20 лет она вышла замуж. После окончания института в Бристоле (британская филология) она осталась жить в этом городке, где и началась ее литературная карьера. Убежденная атеистка, А. Картер поначалу интересовалась поэзией, а после стала одним из самых уникальных писателей своего периода. Ее подпитывали путешествия по Стране восходящего солнца и России. После поездки в США она выразила свои воспоминания о стране в романе «Страсть новейшей Евы» (The Passion of New Eve, 1977).

Творчество А. Картер можно поделить на три периода: ранний (середина 1960-х – начало 1970-х гг.), основной (середина 1970-х – середина 1980-х гг.) и поздний (конец 1980-х – начало 1990-х гг.).

К раннему периоду ее творчества относятся такие романы, как «Танец теней» (Shadow Dance, 1966), «Волшебная игрушечная лавка», (The Magic Toyshop, 1967) «Несколько ўведомлениу» (Several Perceptions, 1968), «Герои и негодяи» (Heroes and Villains, 1969), «Любовь» (Love, 1971). 1-ые романы, которые вышли во 2-ой половине 1960-х гг., были одобрены критиками, которые узрели в творчестве юный писательницы английский вариант «магического реализма». На ее творчество воздействовали Э. По, Э. Т. А. Гофман, Же. К. Гюисманс, М. Метэрлинк, Ш. Бодлер и др.. Писательница смогла привлечь внимание широких читательских кругов невзирая на ее воззвание к умственной аудитории.

 

В 1970 году А. Картер развелась с супругом и на пару лет уехала жить в Японию, что оказало очень сильное воздействие на ее творчество.

А. Картер также попробовала себя в жанре рассказа. Ее 1-ыми работами были собраны в сборнике «Фейерверки» (Fireworks, 1973). Рассказы «Прекрасная дочь палача» (The executioner’s Beautiful Daughter) и «Симпатии леди Перпл» (The Loves of Lady Purple) числятся соответствующими для стиля А. Картер. Во время чтения читатель приходит к выводу, что это стилизованные постмодернистские сказки с экзотичным нравом.

2-ой период творчества А. Картер считается самым плодотворным. В это время в ее творчестве появляются черты 2-ух литературных направлений: сюрреализм, мифологические и фольклорные традиции. В русле сюрреализма написаны романы «Адские машины желания доктора Хоффмана» (The Infernal Desire Machines of Doctor Hoffman, 1973) и «Страсть новейшей Евы». Мифологические и фольклорные черты соответствующие для сборника рассказов «Кровавая комната» (The Bloody Chamber, 1972) и роману «Ночи в цирке» (Nights at the Circus, 1984). Воздействие сюрреализма на писательницу бесспорно. В эссе 1979 года «Алхимия слова» (The Alchemy of the Word) А. Картер пишет: «Красота сюрреализма – конвульсивная. Это когда ощущаешь, но не видишь, она – как напряженные нервы.

В 1979 году вышел сборник рассказов «Кровавая комната». Его база – реконструкция узнаваемых сказок Шарля Перро.

Роман Анджелы Картер «Ночи в цирке» вышел в 1984 году. В этом романе писательница сделала образ дамы, способной поменять мир, – крылатой воздушной гимнастки Фэвэрс.

До третьего и последнего периода творчества относится роман «Мудрые дети» (Wise Сhildren), который очень отличается от прежнего творчества Анджелы Картер. Он вышел в 1991 г., а через год писательница скончалась от рака в возрасте 51 года. В этом романе А. Картер отходит от жанра научной фантастики и просто рассказывает историю. Но это только наружная простота, роман просит глубочайшего и вдумчивого чтения и активной читательской позиции.