Южноамериканская мечта Айн Рэнд

Южноамериканская мечта Айн РэндСогласно опросу, проведенному в Соединенных Штатах Америки в 1991 году Библиотекой Конгресса и книжным клубом Book of the Month Club, книжкой, которая более всего повлияла на миропонимание и изменила жизнь, американцев назвали Библию. На втором месте оказался роман американской писательницы и философа русского происхождения Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Этот роман расползался (и продолжает расходиться) большущими тиражами, до сего времени пользуется широкой популярностью среди читателей, а в последние годы завоевывает также и постсоветское пространство. Почему исключительно в последние годы – хотя роман вышел более пятидесяти лет назад, в 1957 году – полностью понятно. Писательницу не один раз называли «апологетом капитализма» (любопытно, что российский литературовед Александр Эткинд обусловил ее художественный способ как «капреализм»), а экономист и философ Людвиг фон Мизес даже именовал ее «самым мужественным человеком в Америке» – на протяжении всей жизни она разрабатывала философскую систему объективизма, которая должна была стать философией сильных, умных, независящих и самодостаточных личностей и которая признавала все вероятные формы коллективизма и мистицизма главными заболеваниями населения земли. Одно из основательных эссе, которое может дать определенное представление о философии Айн Рэнд, раскладывает по полочкам те понятия, на которых писательница строит свою систему. Но об этом ниже.

Уже в первом собственном романе «Мы – живые» (We the Living, 1936) Айн Рэнд обращается к показу реалий жизни в Русской РФ в 1-ые годы после революции и показывает порочность коммунистического стиля жизни. Тут писательница уже пробует тот непростой метод выражать свои идеи, который потом будут применены в следующих произведениях, в особенности в романе «Атлант расправил плечи»: монологи, речи, героев. Произносят в произведениях Айн Рэнд обе стороны, но положительным персонажем дается намного больше «эфирного времени»; герои произведений становятся инструментами для демонстрации той либо другой идеи Айн Рэнд, которая в собственных взорах очень поочередная.

2-ое существенное произведение писательницы – роман «Исток» (The Fountainhead, 1943). Действие этого романа, как и последующего – «Атлант расправил плечи» (Atlas Shrugged, 1957) – происходит уже в Соединенных Штатах, куда писательница смогла вырваться из Советского Союза, получив визу, чтоб посетить родных в Америке. Если в первом из этих 2-ух романов писательница анализирует отношения в обществе между творцами-индивидуалистами и (second-handers), людьми, которые «потребляют» чужую работу и живут за ее счет, то во 2-м романе она обращается к теме «бунта разума» (the mind on the strike), говоря про необходимости разумного человека защищать свои права, свободу создавать и без помощи других распоряжаться плодами своей работы.

После выхода в свет романа «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд отошла от чисто литературного творчества и занялась теоретической разработкой философии объективизма. Философское наследство Айн Рэнд составляют сборники статей «Для нового интеллектуала» (1961), «Добродетели эгоизма» (1964), «Манифест романтизма» (1969), «Философия: кому она нужна?» (1982) и др. Но говоря об Айн Рэнд, нельзя отделять ее философское творчество от романистики. Потому все романы Айн Рэнд можно именовать философскими романами либо «романами идеи», хотя такое определение далеко не исчерпывающе охарактеризовывает их жанровую природу. Речи из романов после составили отдельную книжку «Для нового интеллектуала» (кроме речей героев из всех 4 главных произведений писательницы, эта книжка включает еще одноименное эссе). Как сама обусловила Айн Рэнд в вступлении к книжке, «все эти отрывки представляют собой короткое изложение основной мысли – более много она проявляется в каждом романе через описание событий. Действия в этом случае делают функцию конкретизации и детализации, а в речах героев имеется отвлеченное подведение итогов» – таким образом, художественные и философские составляющие творчества Айн Рэнд неразрывно связаны.

Титаны Айн Рэнд

Одна студентка на вопрос, о чем рассказывается в романе «Атлант расправил плечи», ответила так: «Это роман про железного короля, медного барона, металлическую леди и человека-двигателя». Положительные персонажи романов Айн Рэнд, безгрешные и массивные титаны, воплощают все то, что писательница считала не просто значительными чертами человеческого лица, а кое-чем базисным, таким, без которого не может даже идти речь про достойную жизнь, выживание человека как человека.

В романе «Исток» в одной из собственных речей главный герой Говард Рорк определяет основное качество, которым должен владеть человек, – самодостаточное «я» (self-sufficient ego). В последующих произведениях – в романе «Атлант расправил плечи» и философских статьях – Айн Рэнд именует это качество «разумным эгоизмом» (rational selfishness), который, по словам писательницы, «имеет под собой ценности, нужные для выживания, достойного человека». Такое осознание эгоизма, в отличие от обычного, маркировано положительно; сущность такового осознания выражается в правиле, согласно с которым живут обитатели Джона Галта в романе «Атлант расправил плечи» и которое представляет собой актуальное кредо персонажей. Человек, который обладает самодостаточным «я», не замыкается внутри себя и ведет взаимодействие с людьми на базе договоренности и собственных желаний, как герой романа «Исток» Говард Рорк. Таковой принцип отношений Айн Рэнд именует «принципом торговли/обмена» (the principle of trade), который, по ее словам, является «единственным разумным этическим принципам для всех человечьих отношений, личных и публичных, личных и соц, духовных и материальных».

Согласно философии объективизма, главным средством выживания человека является разум. Если человек желает выжить как человек, он должен действовать без помощи других, делая упор на свои познания и свою систему ценностей.

Разум – это «единственный инструмент познания». Конкретно по этой причине он есть первейшей ценностью, отказ от которой ведет к погибели или к исчезновению вида, зависимого от слепого варианта либо от прихоти другого человека. Разум как ценность может интерпретироваться и в другом, более определенном ключе. «Умы человечества» – это люди, способные к созидательной работе, способные изобрести что-то новое; тем они двигают население земли вперед (в романе «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд именует их movers – двигатели).

Цель – это «выбор собственного счастья, достигнуть которого можно с помощью этого инструмента [ума]». Для достижения главной цели жизни человека «все более маленькие цели являются только средствами».

Самоуважение – это «незыблемая уверенность в том, что разум способен мыслить и что он [человек] достоин счастья, другими словами достоин жизни».

Все добродетели, по Айн Рэнд, вытекают из этих 3-х ценностей. В речи Джона Галта определяется семь таких добродетелей: рациональность (rationality), независимость (independence), целостность (integrity), честность (honesty), справедливость (justice), способность создавать (productiveness), достоинство (pride).

Независимость, по определению, которое дается в романе «Атлант расправил плечи», – это «принятие на себя ответственности за свои суждения и понимание, что ничего не поможет этой ответственности избежать; что никто не будет за тебя мыслить и никакой игрок не поменяет тебя на поле жизни…».

Цельность – один из главных понятий объективистской концепции личности. В романе «Атлант расправил плечи» цельность определяется последующим образом: «Цельность – это признание того, что ты не можешь подделать свое сознание …; что человек – неразделимое целое, единство 2-ух начал: материи и сознания, и нельзя позволять разрыва между телом и мозгом, между действием и идеей, между образом жизни и убеждениями…». В этом же романе нравственная цельность (moral integrity), совместно с силой мозга (power of mind) именуются основными чертами индивидуальности. В романе «Исток» Айн Рэнд рассматривает целостность как первоочередное качество, нужное для развития личности; качество это, по воззрению писательницы, предусматривает способность мыслить. Для творца целостность – это способность управляться со своими мыслями и своим видением мира, а не копировать чужие эталоны; цельность – это честность перед самим собой.

Добродетель честности, по Айн Рэнд, очень близка к добродетели цельности и предусматривает «признание того, что недействительно является недействительным, не имеет ценности и что обманом нельзя обрести, ни любовь, ни славу, ни достояние…». Если цельность охарактеризовывает отношения с самим собой, то честность – отношения с миром вокруг нас. Честность – база отношений по принципу торговли: «торговец – это человек, который получает то, что зарабатывает, и не дает и не берет не заработанного».

Справедливость, по Айн Рэнд, – это «признание того, что нельзя подделать нрав человека, так же, как нельзя подделать природу, что судить про всех людей нужно так же обоснованно, как про неодушевленные предметы – с тем же почтением к правде…». Осмыслению добродетели справедливости посвящена статья Айн Рэнд «Как жить правильно в нерациональном обществе», где писательница утверждает необходимость выражать справедливые и бескомпромиссные нравственные суждения ради борьбы с ирацианальнастью общества. Опровергая библейский принцип «не судите и вас не осудят», Айн Рэнд предлагает свой принцип: «судите и будьте готовы к суду над собой».

Способность создавать (productiveness), по Айн Рэнд, – это «принятие собственного выбора жить, признание продуктивной работы тем процессом, при помощи которого человеческое сознание держит под контролем существование, неизменным процессом обретения познаний …, признание того, что непринципиально какая работа будет творческой, если ее делает умный человек, и никакая не будет творческой, если ее делает неразумный…».

Добродетель плюсы, по Айн Рэнд – это «признание себя собственной высшей ценностью и того, что эта ценность, как и все другие, должна быть заслуженной…». Достоинство, как утверждает Леонард Пейкаф, состоит в том, чтоб заниматься делом, которое достойно возможностей человека. Человек, создавая себя в согласовании со своими эталонами, не проста имеет право, а должен уважать себя.

Таким образом, можно констатировать, что концепция личности в творчестве Айн Рэнд характеризуется определенной закрытостью, причина этому – высочайшие требования к креативной личности, которая должна всегда двигаться для того, чтоб ее жизнь получила статус наивысшей ценности. Но конкретно такая личность, по словам писательницы, способная создавать мир, двигать его вперед, добывать собственное счастье и создавать южноамериканскую мечту.


Комментарии: