Микола Хвылявы

Микола ХвылявыУкраинский прозаик, поэт, публицист, один из основоположников украинской паслярэвалюцыйнай литературы, создатель изречения «Геть вид Москви!»

Николай Григорьевич Фицилеў (истинное имя писателя) родился в д. Тростянец на Харьковщине 13 декабря 1893 года. Обучался в Багадухаўскай гимназии, которую по одним данным закончил в 1916 г., по другим – был исключен из 6 класса за роль в революционном кружке. Так либо по другому, в 1916 г. был мобилизован в армию, был на фронте Первой мировой в составе 14-й дивизии, что размещалась на Беларуси. Вступает в Коммунистическую партию в 1919 году и дебютирует как поэт в Харькове (сборники “Юность” (Молодисть, 1921) и “Предрассветные симфонии” (Досвитни симфониї, 1922)). Но уже достаточно скоро писатель обращается к прозе. Так, в 1923 году увидел свет сборник новелл “Голубые этюды” (Сини етюди), что был очень миролюбиво встречен тогдашними критиками, которые повышенное внимание направляли на новшество юного создателя, на особенность его стиля. Ранняя проза была музыкальной, рытмизаванай, сильное лирическое начало смешивался с направленной на определенную тематику злободневностью. Николай Хвылявы не 100иць на месте, и в 1924 году созидать мир либо не 1-ое большое произведение писателя – повесть “Санаторная зона” (Санаторийна зона). В определенном смысле произведения Хвылявога свидетельствовали об утверждение новейшей манере письма.

Но равномерно романтичный пафос сменяется обличительно-сатирическим, на замену гимном революции (хотя и в ранешних произведениях мы не лицезреем конкретных оценок) приходит трезвый анализ реальности, а отсюда и ноты осенней печалься и безнадежности. В протяжении всего творческого пути для писателя одной из важных была неувязка несоответствия мечты и реальности. Маленькой повестью “Иван Иванович” (Иван иванович, 1929) он показал себя как мастер сатиры.

Николай Хвылявы интенсивно участвовал в тогдашней литературной жизни Украины, был одним из основоположников таких литературных объединений, как Гарт (1923), ВАПЛиТЕ (Вильна академия пролетарськой литератури, 1925), Пралитфронт.

В общем творчество писателя достаточно верно делится на два шага:

1-ый – это романтичная, лирическо-импрэсиянистычная, нередко бессюжэтная проза.

2-ой (начиная с 1926-1927) – период постепенного перехода к уравновешенной, конкретно-реалистической манере письма. Хвылявы завладевает мастерством созидания сюэжэту в огромных житейских формах, и в то же время начинают усиливаться ироничные и сатирические интонации.

Во время литературной дискуссии в Украине (1925-1928 гг.) Николай Хвылявы показал себя как полемист и публицист. Циклы памфлетаў “Камо грядеши?”, “Мысли против течения” (Думки проти течиї), также роман “Вальдшнэпы” (Вальдшнепи) вызвали острую реакцию партийных ортодоксов и “правильных” критиков. Хвылявы в поисках эстетического бытия Украины опровергает масквафильству и провозглашает ориентацию на Европу, на стили и направления евро искусства. Естественно, такая позиция не могла устраивать власти, а написанный им памфлет “Украина либо Малороссия?” (Україна чи Малоросия?) вообщем был запрещен и стал известным читателю только в 1990 году.

Преданный коммунистическим идеям Николай Хвылявы не воспринимает того, как эти идеи воплощаются в жизнь. Начинаются обвинения в антыпартыйнасци, буржуазном национализме, преследование… 13 мая 1933 года писатель сам ставит последнюю точку – выстрел.


Комментарии: