Menu Close

Генрих Гейне — Биография — актуальный и творческий путь

Генрих Гейне - БиографияГЕНРИХ ГЕЙНЕ
(1797-1856)

Германский поэт, прозаик, эссеист Генрих Гейне родился в семье еврейского торговца Самсона Гейне и Бетти ван Гельдерн в городке Дюссельдорфе на Рейне. Рейнская область была экономически более развитой, чем другие. Тут уже 1805 году с приходом французских войск были отменены феодальные повинности и введено более прогрессивное законодательство.

С  раннего возраста Гейне имел возможность созидать не только лишь феодальную отсталость страны, но и ростки новейшей Германии. С 1810 по 1812 год Генрих обучался в Дюссельдорфском лицее. Последующий год провел в конторе обеспеченного банкира во Франкфурте-на-Майне. В 1816 году Генрих продолжил занятия коммерцией в Гамбурге в торговой фирме дяди — миллионера Соломона Гейне.

1-ое литературное выступление Гейне относится к 1817 году, когда в журнале «Гамбургский страж» были написаны его 1-ые стихи. Юношеская лирика Гейне была откликом на 1-ю безответную любовь к кузине Амалии.

На средства дяди парень поступил в Боннский институт (1819), откуда потом переехал в Геттингенский институт (1820), но обязан был покинуть его в связи с дуэлью. Он изучал юридические науки, философию, литературу. В 1821 году поступил в Берлинский институт, где слушал лекции философа Гегеля, 1-го из образованнейших людей собственного времени. Позднее Гейне выступил с глубочайшим анализом германских философских систем. В декабре 1824 года Генрих возвращается в Геттингенский институт. В этом же году его принимают в дом Гете в Веймаре. В 1825 году Гейне защитил в Геттингенском институте диссертацию на степень доктора права, а намедни принял лютеранство. Позже он много путешествует, посещая Великобританию, Италию. Воспоминания от этих поездок отразились в его путных очерках. Во время летнего отдыха Гейне прочел в газетах про Июльскую революцию. Это подтолкнуло его к решению уехать во Францию.

Гейне прибыл в Париж 14 мая 1831 года. Вся предстоящая жизнь прошла в столице Франции. В Германию он боялся вернутся, ведь ему угрожал арест за острые политические произведения. На протяжении жизни Гейне побывал в Германии дважды, чтоб навестить маму и решить дела с издателем (1844). В предстоящем поездки в Германию были невозможны по состоянию здоровья: у поэта был паралич спинного мозга. В мае 1848 года он последний раз вышел из дома, чтоб посетить Лувр. Другие годы он был прикован к кровати. Живя в Париже, Генрих Гейне встречался со многими выдающимися людьми: Оноре де Бальзаком, Жорж Санд, Гансом Кристианом Андерсеном, Рихардом Вагнером, Фердинанадом Лассалем и Карлом Марксом.

Лирические стихи раннего периода творчества Гейне составили целую книжку «Книжка песен» (1827). Эта поэтический сборник принес ему признание в Германии, а потом и в мире. При жизни создателя она издавалась 13 раз; многие стихи были перелоложены на музыку Г. Шуманом, Ф. Шубертом, И. Брамсом, П. Чайковским, Г. Штраусом, Э. Григом и др. История переживаний лирического героя образно передает мировосприятие юного поэта, который находится в глубочайшем разладе с окружающей средой. Содержание первых циклов «Книжки песен» не исчерпывается злосчастной любовью поэта к богатой гамбургской родственнице. Тема неразделенной любви в «Книге песен» служит только поэтическим выражением катастрофического одиночества героя в мире. Эти настроения увеличивает романтичный образ одинокой сосны, который известен российскому читателю по переводам М. Лермонтова. Если 1-ые циклы «Книжки песен» написаны по традиции германской романтичной лирики, то потом своеобразие поэтического таланта Гейне выступило со всей яркостью. Он умеет затейливо соединять романтические сны с точностью и ясностью реалистической детали. Он профессионально пользуется драматичностью как средством разоблачения несбыточных иллюзий, вымыслов, но опять и опять сам возвращается в романтические образы. Существенное воздействие на поэтическое творчество Гейне произвела германская народная песня, на образчиках которой он обучался мастерству конкретного, искреннего изображения эмоций.

Гейне начинал писать в то время, когда в Германии лирическая поэзия переживала расцвет. Эра романтизма сделала лирику обычным жанром германской литературы. Его поэзия стала высшим достижением германского романтизма. Гейне отбрасывал устаревшие поэтические условности, говоря о собственных эмоциях без риторики и поэтики, а время от времени позволял для себя даже иронизировать над страстью собственных эмоций. Простота, естественность, импровизационность его поэзии сразили тогдашнего читателя. Гейне содействовал «упрощению» лирики, с галлактических высот и неоглядной дали он перенес поэзию в бюргерську гостиную, но от этого она не не стала быть искренней и значимой. Без любви нет счастья, без счастья невозможна жизнь — это кредо лирического героя «Книги песен» Гейне. Лирические стихи насыщены признаками обыденности, которые принуждают поверить в искренность эмоций. Через лирическую взволнованность повсевременно прорывается ироничная интонация. Герой «Книги песен», каким бы не был счастливым, всегда помнит, что это только мгновение, а не вечное блаженство. Он находит внутри себя силы улыбнуться нет даже когда его чувства тихи, жить далее и опять обожать. Благодаря драматичности Гейне подымается над своим лирическим героем, создатель всегда мудрее, чем тот, о ком он пишет. Заглавием «Книги песен» Гейне обусловил жанр и традицию собственной лирики: поэт в первой собственной книжке следовал традиции германского фольклора. Он взял некие темы и мотивы из устного народного творчества, форма многих его стихов близка к песне. Подобно германской песни стихи Гейне нередко похожи на лирический монолог, а явления природы и чувства героя образуют параллель. Жанровое своеобразие песни определила свободную и поэтическую форму, чем создатель и управляется.

В 1826-1831 годах Гейне пишет «Путные картины» — серию художественных очерков, в каких на 1-ый план выходит личность создателя, это страстный, пытливый наблюдающий ум, который подвергает критике современную ему реальность. Путешествие служит для создателя поводом, чтоб высказать свои мысли о разных сторонах публичной, политической и культурной жизни Германии.
В 30-е годы началась бурная публицистическая деятельность Гейне. Он печатает серию статей, в каких знакомит германского читателя с Францией времен Июльской монархии. Когда осенью Гейне совершил поездку в Германию, он ощутил, как поменялся за эти годы: заполучил огромного публичного опыта, завладел передовыми мыслями собственного времени. После возвращения поэта из Германии в декабре 1843 года он повстречался с юным политическим мыслителем Карлом Марксом. Меж ними установились тесноватые дружественные дела. Важную роль сыграло знакомство с учением утопических социалистов, в особенности Сен-Симона. Идеи Сен-Симона отыскали отражение в первом разделе его новейшей поэмы «Германия. Зимняя притча» (1844). Сюжетом её послужила путешествие писателя Германию. В ней скрыт острый политический конфликт. Образ родины Гейне обрисовал в точном временном и пространственном измерении. Место поэмы — это территория Германии, каждый новый раздел — это новое место, сразу реальное и условное. В центре авторского внимания — современность, хотя он время от времени обращается к наполеоновской эре либо к древности, которая стала уже легендами и мифами.
Восстание ткачей летом 1844 года всколыхнуло всю Германию. Это событие отыскало отражение в творчестве многих поэтов и живописцев, стремившихся вызвать сострадание к тяжеленной судьбе ткачей. Гейне откликнулся на это событие стихотворением «Силезские ткачи» (1844).

В последнее десятилетие жизни поэт был прикован к постели, эти восемь лет он называл «матрасною могилой». Действия в Германии глубоко тревожили поэта. Он винит пугливую немецкую буржуазию, её вероломное поведение во время революции. Тяжкие размышления вызывает поражение революционных сил Германии и Венгрии («В октябре», 1849). Сборник «Романцеро» (1851) отражает настроения горечи, его взор на ход истории становится пессимистичным.